По экспертным оценкам, до 60% территории нашей страны нуждаются в вахтовом методе освоения — виной всему вечная мерзлота и удаленность от населенных пунктов. Всего в России таким способом трудятся более 2,5 млн человек.
От бурильщика до няни
Вахтовая работа на строительстве, в шахтах или на нефтяных вышках — это отголосок советского прошлого, когда активно велась разработка новых месторождений, начиналось возведение масштабных объектов. Но в XXI веке причины, по которым люди соглашаются на тяжелые условия труда, изменились.
Теперь вахтовиками становятся не ради того, чтобы накопить на квартиру или машину, а чтобы хоть как-то обеспечить себя и семью — во многих уголках России работы нет. Работодатели же держатся за приезжих потому, что зачастую местные жители, прекрасно зная, чем чреваты климатические реалии, категорически отказываются вкалывать на нефтяной вышке посреди ледяного моря.
Средние зарплаты вахтовиков-бурильщиков, сварщиков, отделочников на Крайнем Севере и в других труднодоступных районах — от 70 до 110 тысяч рублей. Строители зарабатывают около 60 тысяч рублей. Нужны вахтовики и в мегаполисах, где развит рынок услуг. Столичные интернет-магазины ищут экспедиторов и курьеров, а в Сочи требуются повара, бармены и технологи в рестораны.
Всегда востребованы сварщики, токари, каменщики, монтажники, разнорабочие. «Вахтуют» даже домработницы и няни. Они живут у своих нанимателей по нескольку месяцев. Средняя зарплата — 40—60 тысяч рублей. Любопытно, что чаще всего на Север выезжают жители Подмосковья (18%) и Адыгеи (17%). А вот среди жителей самой Москвы всего 1% людей, решающихся на трудовой подвиг.
Песца кормить - себе дороже
Пензяк Виктор Кузнецов недавно вернулся из Ямало-Ненецкого автономного округа, где проработал полтора месяца без выходных. «Работу организует одно тюменское ООО, задача — построить временный городок для вахтовиков, — рассказывает наш герой. — В начале ноября мы с товарищем сели в поезд до Тюмени, билеты покупали за свой счет. Оттуда трансфер оплачивала фирма — она же предоставляла жилье, питание, спецодежду и инструмент.
Далее добирались самолетом до Салехарда, затем вертолетом до Нового порта (более 1200 км от Тюмени!) — это дикое Заполярье с вечной мерзлотой. Там и находится объект — крупнейшая компания прокладывает трубу через Обскую губу в Китай. Работу планируется завершить через два года, поэтому городок для рабочих нужен добротный.
Некоторые не выдерживали напряженного графика — я видел, как люди буквально падали от перенапряжения, — вспоминает Виктор. — Вдобавок работать приходилось на лютом холоде (около –40 градусов), да еще и на сильном ветру (мы обустраивали кровлю), и если форма все-таки спасала, то обморожение пальцев уже никого не удивляло.
Перетрудившихся отправляли в лазарет, но за проведенные там дни вычитали из зарплаты. Я сильно раскроил палец. В столь суровом климате даже из очень глубокой раны не идет кровь — застывает на ходу. Спас меня клей «БФ-6» — старый дедовский способ «заживить» рану».
По словам вахтовика, питание в городке было организовано по минимуму, но его хватало, чтобы поддерживать энергию. Жили работяги в однокомнатных квартирах по 8 человек — и это еще неплохие условия: бывали случаи, когда там же размещали в два раза больше мужчин, полностью нарушая все санитарные нормы.
«Ветер и холод, безусловно, напрягали, но больше бесило отношение бригадира, — вспоминает наш земляк. — Сползая с крыши почти без сил, мы без передышки или хотя бы слов одобрения тут же получали следующее задание. Впрочем, нашего «рабовладельца», конечно, тоже можно понять: его начальство постоянно сигнализирует ему, что сроки горят.
Почему так происходит? Да потому что планы таких работ разрабатывают офисные управленцы, которые и в –20 на улицу носа не показывают. Вот и получается, что на бумаге крышу можно настелить за два дня, а по факту — на сильнейшем ветру и морозе — это занимает две недели, вот сроки и смещаются…»
Помимо устройства крыш на двух офисах, общежитии, здании столовой Виктор и его напарник клали полы, делали потолки и перегородки, ставили двери, окна, оборудовали санузлы, копали, демонтировали и перетаскивали самые разные грузы. Ежедневно в 8.30 работяги выезжали на объект, а в квартиры возвращались около девяти часов вечера.
В каждого работника компания вкладывает примерно 100 тысяч дополнительных денег — они уходят на оформление документов, страховок, справок и допусков. За несоблюдение внутренних правил вахтовикам грозят жесткие санкции: например, 100 тысяч рублей штрафа, если от человека учуют запах спиртного.
А еще в Заполярье нельзя кормить миленьких белых песцов — за это оштрафуют на полмиллиона. В два раза больше присудят тому, кто рискнет убить ценное животное: эта земля считается замкнутой естественной экосистемой и поддерживается охранными госпрограммами.
Ищите бивни!
А что же с заработками? Правда ли, что вахтовики возвращаются домой с карманами, набитыми пачками денег? «Неправда, — вздыхает Виктор. — Когда мы поняли, что не успеем сдать объект до дня икс (больше двух месяцев на Севере запрещено работать — нужно уезжать домой), встал вопрос об отъезде и расчете. Каждому должны были примерно по 150 тысяч рублей, обещали выдать их в тюменском офисе.
Но дорога туда растянулась на 2,5 суток — вертолетов не было! За это время мы сделали пять пересадок, использовали вездеходы. В 150 км от Нового Уренгоя у нашей машины сломалось колесо — мы оказались посреди тундры без связи! Честно говоря, хотя и надели на себя все, что было, но уже морально приготовились к худшему…
Через три с лишним часа к нам на джипе примчался хозяин конторы-перевозчика, который понял, что не все экипажи добрались до пункта назначения. В офисе специально обученные менеджеры стояли насмерть, но не давали ни денег, ни номера телефона руководства, успокаивая общественность словами: «Все будет хорошо!» В итоге приезжим выдали билеты на поезд и лишь на следующий день — по 25 тысяч рублей на руки. Затем я получил еще 43 тысячи — в общей сложности менее 50% заработанного потом и кровью, увы, в прямом смысле слова. В течение января обещают погасить задолженность. Но на всякий случай я готовлю судебный иск».
Удивительно, но и в таких суровых условиях наш земляк не забывал о саморазвитии — подивился местным народным промыслам, а еще наведался в мерзлотник — тоннель, прорубленный в середине ХХ века в вечной мерзлоте. Сейчас там хранилище рыбы, а кристаллы, образовавшиеся в толще, поражают воображение.
«Довелось пообщаться и с местным населением — хантами, — добавляет Виктор. — Народность это немногочисленная, внешность специфическая: многие 30-летние люди выглядят как старики. Работать они не любят: бывает, что на целое поселение один трудяга — оленевод. Хорошим источником заработка для хантов зимой служат перевозки на вездеходах (один рейс по тундре — 10 тысяч рублей!), а летом — поиски бивней мамонтов.
За килограмм находки высшего сорта дают 100 тысяч рублей, а в одном бивне может быть и 80 кг! При этом зарплаты здесь, конечно, на первый взгляд поражают: даже почтальон получает 30—40 тысяч. Но если учесть, что килограмм чеснока в магазине стоит 500 рублей, то становится понятно, что все не столь шоколадно. Зато государство выдает хантам квартиры, «Бураны», солярку, выделяет денежную поддержку — лишь бы не покидали эти места.
Все в ваших руках
«Увы, трудовые права вахтовиков нарушаются довольно часто, потому что люди не изучают договор, который подписывают, — дает свой комментарий юрист Виктория Зарецкая. — Если, например, там указано, что оклад 15 тысяч, то эту сумму вахтовик и получит, а все, что кроется под термином «премия», взыскать будет нереально».
Чтобы не оказаться в печальной ситуации, следуйте этим правилам:
1. Откликайтесь только на вакансии компаний, у которых есть сайты с четко обозначенными контактами (адрес, городской телефон), а не только с номером сотового.
2. Изучайте отзывы в Интернете. Если их нет или мало, забейте в строку поиска телефон, указанный в вакансии.
3. Учитывайте, что мошенники любят играть громкими, но несуществующими названиями типа «Государственная компания «Российская нефть».
4. С настороженностью относитесь к работе у индивидуальных предпринимателей: случаи мошенничества у них случаются чаще, чем на крупных предприятиях.
5. Прежде чем подписывать договор о трудоустройстве, убедитесь, что он соответствует всем требованиям Трудового кодекса РФ. В нем должны быть отражены права и обязанности работника и работодателя, указана сумма заработка, дополнительные выплаты и начисления, а также прописаны: вид трансфера до места работы, условия оплаты проезда (за чей счет?), возможность предоставления спецодежды и инструмента, тип жилья, качество и периодичность питания, их платность, наличие медицинского обслуживания. И, конечно, порядки, установленные на предприятии: дисциплинарные взыскания, премии, запреты.
Автор: Ксения Ивановская
Если вам понравился материал, пожалуйста, поделитесь им в социальных сетях с помощью кнопок внизу. Также не забывайте ставить лайки и оставлять комментарии. Для нас это важно ;)
Подписывайтесь на наш канал.