Найти тему
Спинто С Пинтой

Как превратить любые "готичные сопли" и любое занудство в хороший текст.

Привет! Эта статья будет немного стоять особняком относительно остальных на моем канале, но полагаю, она будет вам интересна.

Прежде, чем рассказывать, хочу выразить благодарность Майе Анатольевне aka @baryshnya_blog за писательские марафоны, а также инстаграм-команде @bulgakov_kurit за проект "Писательский workout", так как многому я научилась у них.

Моя "почетная грамота" за писательский workout в Инстаграм. Поскольку Спинто С Пинтой для стороннего читателя хотела бы остаться анонимной, имя я закрашу.
Моя "почетная грамота" за писательский workout в Инстаграм. Поскольку Спинто С Пинтой для стороннего читателя хотела бы остаться анонимной, имя я закрашу.
Из чего делается текст?

Скажу вам так: буквально из ничего. В хороший текст можно превратить что угодно: тривиальную жизненную ситуацию, историю, которую вам поведал кто-то из друзей, детские воспоминания. Не обязательно при этом и вести какую-то особенно крутую и необычную жизнь, чтобы найти в ней хорошую историю и превратить в классный текст. В принципе, можно взять что-то такое, с чем сталкивается даже: "Счастливая мама и жена. Девочки, записываемся на реснички и ноготочки".

Здесь, как и в музыке: важно не что играть, а как играть. Только, раз уж заговорили о писательстве, не что писать, а как писать.

"Натюрморт" с моего стола. Просто картинка.
"Натюрморт" с моего стола. Просто картинка.

Однако, есть важный вопрос.

Зачем мне это писать?

Вообще, вопрос "Зачем?" очень полезен в целом в жизни, и писательства это тоже касается. Вам нужно придумать цель или "месседж", который ваш текст будет нести. И, исходя из этого, вести свое повествование.

  • Если это просто жизненная история, из нее можно сделать сказку или рассказ.

Причем, "концепт" (страшное слово, ага) такого рассказа может быть весьма необычным. Например, в закрытом доступе в Фейсбук я публиковала рассказик "Шар", который был моим детским воспоминанием. Я решила подать эту историю о двух детях (себе и своем приятеле, которые хотели построить воздушный шар, чтобы улететь из садика далеко-далеко, но воспитательница им мешала) так, как будто это история двух заключённых в тюрьме, готовившихся совершить побег. Нашла общие черты между детским садом конца 80-х и начала 90-х и тюрьмой, и передала их через детали: например, унылого цвета крашеные стены, покрашенные плохой краской с "комочками", непонятного цвета застиранная одежда, отвратительная и непонятно из чего сделанная еда, а грубое поведение нянечки вполне сходило за поведение тюремного надзирателя. И только потом, в самом конце, читатель узнает, что это - дети и детский сад, а не тюрьма с заключёнными.

  • Если это - ваши эмоции по поводу: "Бросил парень/бросила девушка, то здесь тоже можно найти сюжет с завязкой и развязкой и интересно подать.
  • Материал с целью разъяснения каких-то вещей для "народных масс" тоже можно подать не занудно, добившись объяснения без супер-пупер научных дебрей, простым языком. Посмотрите, как это делается в старых детских книжках. И, даже если вы пишете про бизнес, макроэкономику и т.д., попробуйте рассказать об этом просто: выразить мысль ясно (будто рассказываете своему 5-10летнему дитяти), много "научности" опустить. Возможно, добавить юмора.
Примером смешного повествования может служить одна книг Григория Остера "Задачник", где смешно и весело идёт речь о таком "сУрьезном" предмете, как математика, а часть терминов, например, километры - длинники, а часы - долгики, заменена прикольно и смешно, при этом без искажения сути.
Примером смешного повествования может служить одна книг Григория Остера "Задачник", где смешно и весело идёт речь о таком "сУрьезном" предмете, как математика, а часть терминов, например, километры - длинники, а часы - долгики, заменена прикольно и смешно, при этом без искажения сути.

Как писать о своих психологических проблемах и "внутренних тараканах".

Здесь вам снова поможет техника рассказа. Можно создать героя, образ которого может быть и собирательным, и (в то же время) быть отражением вас и ваших проблем.

  • Например, в марафоне "Пиши не в стол" я создала простую историю из пяти глав о жизни "поздних тинейджеров" или просто молодежи в двухтысячные годы.
Книженция, альманах марафона "Пиши не в стол", в котором я принимала участие. Там есть эта самая история, которая называется "Серьёзно о несерьёзном и несерьёзно о серьёзном"
Книженция, альманах марафона "Пиши не в стол", в котором я принимала участие. Там есть эта самая история, которая называется "Серьёзно о несерьёзном и несерьёзно о серьёзном"

Одна из главных героинь - москвичка с польскими корнями, которая учится в консерватории, но при этом в свободное время играет на клавишных в симфо-блэковой группе. Она страдает большой застенчивостью, синдромом самозванца с полным неумением оценить себя, выбирает "плохого парня" из неинтеллигентной семьи и богом забытого подмосковного городка, хотя сама живёт практически в центре, с довольно обеспеченной бабушкой.

Из альманаха, начало истории. Буду анонимусом немного, но поделюсь с вами.
Из альманаха, начало истории. Буду анонимусом немного, но поделюсь с вами.

Для моей героини - целая проблема зайти в экзаменационный кабинет по специальности, у нее огромное количество сомнений по любому поводу, самосаботаж (в середине рассказа она ломает руку после горнолыжных каникул, этот эпизод, хоть и с измененными "местами-паролями-явками" и деталями, но реально взят из моей жизни).

В общем, выговориться через вымышленного героя - хороший способ. И, поскольку ряд чувств - ваши, натуральные, образ героя раскрыть будет несложно.

  • При этом важно помнить, что не стоит зацикливаться на "мысленной жвачке", а переживания можно показать путем развития сюжета и демонстрации эмоций героев в разных ситуациях.

Резюмирую.

  • Текст делается из самых простых и примитивных вещей.
  • Не парьтесь о том, что какая-то ваша простая история из жизни - банальный сюжет. Сейчас любой сюжет уже банальный (смотрите сериалы, кстати, это тоже полезно), большинство сюжетов написаны ещё Шекспиром, так что не изобретайте велосипед здесь, лучше передать свою самую обычную историю необычно, через детали, чувства и средства художественной выразительности.
Ещё вам "натюрморт", тоже с моего стола, чтобы не скучали и даже немного улыбнулись.
Ещё вам "натюрморт", тоже с моего стола, чтобы не скучали и даже немного улыбнулись.
  • Ищите простоту в сложном, серьёзное в несерьёзном и несерьёзное в серьёзном.

Всем добра, всем любви, успехов, творческих и не только. Не забываем ставить "нравится" публикации и пишите в комментариях доброе и хорошее, если есть что. :)

Ваша С Пинтовна.