-Короче, доктор Игорь, я хочу ощутить таяние снежинок на своем лице…
Пауло Коэльо «Вероника решает умереть»
У Коэльо есть трилогия «И в день седьмой…» . Задумка простая. Три романа — «На берегу Рио — Пьедра села я и заплакала», «Вероника решает умереть», «Дьявол и сеньорита Прим» рассказывают, чем может оказаться одна неделя в жизни человека.
Но не все так просто у чародея Пауло. Его увлекает магический реализм, и он не прочь в очередной раз за серой чередой событий обнаружить в жизни обывателя тень мистическую...
Мой выбор пал на роман о Веронике – имя показалось мне более благозвучным, чем другие женские имена в трилогии.
Вероника - 24-летняя героиня с пагубными зелеными глазами и каштановыми волосами. Ей нужно умереть и у нее есть две причины.
- Причина №1. «Жизнь утратила краски…»
- Причина №2. «Что ни происходило в мире – все было не так, и она не знала как можно в нем что-либо изменить.
Убивать себя, наверное, самое древнее изобретение человека. Но вся загвоздка в том, что как следует из романа, - она познакомилась с писателем… Пауло Коэльо. А «этот человек является частью ее мира». Стало быть… Если она убьет себя, то в себе убьет Коэльо. Ну не смешно? И маэстро Коэльо готовит сюрприз…, о нем мы узнаем лишь в конце. Ловите интригу, дамы и господа!
А пока у девушки неудачная попытка суицида, она - в психушке Вилетте — словенская лечебница для душевнобольных. Теперь ее ждет еще более грустное испытание: доктор внезапно ей зачитывает приговор о том, что жизнь будет ее спутницей всего одну неделю.
…И тогда Вероника открылась этому миру.
«Она воображала все, чего не могла представить себе раньше».
И она просит доктора выпустить ее из лечебницы - она хочет умереть на воле, и еще он выслушает ее откровение:
«Доктор, я обнаружила, что я развратница. Не это ли одна из причин моей попытки самоубийства? Я многого о себе не знала.»
Ему придется задать себе вопрос о том, почему люди так боятся своей индивидуальности? Проявляют ее, когда находятся на краю смерти. И говорят: «только бы не узнал муж или жена».
Человек абсурден до мозга костей. Оказывается, все наши цели, планы, карьера, желание достичь чего-то важного в жизни, ничего не стоят перед состоянием пустоты и бессмысленности, когда тебе все надоест, когда ты просто готов выпить чуть больше таблеток, чем написано в рецепте. Но только когда он узнает, что может умереть в любой момент(будто до этого предполагал бессмертие), он начинает ценить каждый миг жизни.
Если бы она мне позволила, я бы задал ей всего лишь несколько вопросов, но их задал Коэльо.
- Почему твоя жизнь до психушки сложилась так неудачно? «Мне не хватало немного безумия».
- Что ты знаешь о смерти? «Сегодня смерть задела крыльями мое лицо, а завтра или чуть позже она постучит ко мне в дверь.»
- Что ты захочешь, когда окажешься за пределами психушки? «…Я бы позволила себе быть безумной, ведь безумен весь мир…»
- Что бы ты хотела успеть, если бы тебе жить оставалось всего сутки?
«Мне нужно успеть сделать многое, то, что я всегда откладывала на потом» - Какое ты испытываешь желание? «Я хочу отдаться мужчине, городу, жизни – и, наконец, смерти».
Она ответила на них в романе. Получились такие трогательные пассажи. Все непосредственно и откровенно.
Общаться с ней! Быть рядом с ней! Ради этого была моя галиматья с пятью дурацкими вопросами.
Идем дальше.
«Она воображала себя царицей и рабыней, властительницей и прислужницей. В своем воображении она занималась любовью с белыми, черными, желтыми, гомосексуалистами, царями и нищими. Она принадлежала всем, и каждый мог делать с ней что угодно. Она пережила оргазм, два, три оргазма подряд. Она воображала все, чего никогда не могла представить себе раньше, отдаваясь самому ничтожному и самому чистому. Наконец, не в силах больше сдерживаться, она громко закричала от удовольствия, от боли нескольких подряд оргазмов, всех мужчин и женщин, входивших в ее тело и покидавших его через двери ее разума. Она легла на пол и осталась лежать там, вся в поту, с исполненной покоя душой. Она скрывала сама от себя свои потаенные желания, сама толком не зная зачем, и не нуждалась в ответе. Достаточно было сделать то, что она сделала: отдаться. – Почему я никогда не делала этого раньше? Если я свободна, если я могу думать обо всем, о чем мне хочется, почему я всегда избегала мыслей о запретных ситуациях?»
Пауло Коэльо «Вероника решает умереть»
В романе есть и другая судьба, где с человеком тоже случилось прозрение. Эдуард – сын посла Бразилии в Словении. Он пишет картины, хотя родители метят ему карьеру дипломата. Если их любимое, перспективное чадо не прекратит свои пагубные мысли стать художником и не выучится на юриста - мать точно не выдержит страданий, а отец потеряет энтузиазм в своей работе. Чтобы успокоить их - сын крушит свои картины, - родители находят его «в углу комнаты, смотрящим в небо». Он «перешел пропасть, отделявшую человека от его мечты».
И «не мог идти ни вперед, ни назад. А значит, проще было уйти со сцены».
В итоге он в психушке (редкая форма шизофрении). Там, как и встреченная им Вероника, находит смысл жизни. Они объясняются друг другу в любви.
Судьбы героев романа как под кальку нарисованы с судьбы писателя.
…Обеспеченная семья.
…Сын бросает учебу на юрфаке.
…Упертый отец-инженер.
…Три года лечения от шизофрении.
...Три побега...
Эх, родители! Шизофрения не лечится, она спасает от духовного затворничества.
Коэльо - маг, он играет с нами в игры Бога. В начале романа Вероника вспоминает слова матери: «Бог знает настоящее, прошлое и будущее» и делает предположение: Бог заранее знал, что она закончит жизнь самоубийством. И вот в конце все оказывается не так как задумал человек. Бог распорядился по-своему. Он дождался, когда она и Эдуард зайдут в тупик, и даровал им Любовь. Не иначе!
И тогда я вернулся к началу, к эпиграфу.
"Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам". Лк. 10:19
Автор благодарит фотографа Олега Голишникова за предоставленные авторские работы.