Вчера выяснилось, что на благоустройство парка «Швейцария» в Нижнем Новгороде будет выделено не 3, а 4 миллиарда рублей. Это большая беда.
Вроде бы приход больших объемов федеральных денег должен радовать – у нас появляется возможность что-то сделать, и это хорошо.
Но сразу напрягает ситуация, когда известно, сколько денег город получит в этом году, сколько в следующем, – а проекта у нас с вами еще нет. Может быть, этих денег будет мало. Нам придется подгонять проект под сумму.
А если проект будет дешевле? Уберем из него этот банкетный зал и непонятный музей с кафе и офисами, а также коворкинги, выяснится, что проект обойдется в полтора миллиарда. А нам дали четыре – и что делать? В этом случае огромные деньги для Нижнего Новгорода это чемодан без ручки – бросить жалко, тащить невозможно.
Мы очень плохо соотносим наши потребности с финансовыми возможностями. Я уж не говорю об остающемся без ответа вопросе «на кой нам вся эта куча объектов, которых никто не просил?». Только чтобы деньги освоить?
Давайте, на эти деньги что-нибудь другое сделаем в парке. Например, починим бетонную набережную – всю.
Конечно, просто закопать в парке четыре миллиарда это тоже какой-никакой плюс для экономики области. Плохо то, что критерием в этом случае будет не качество работы, а сроки заключения контрактов и освоения средств.
Такой подход мы в Нижнем Новгороде постоянно наблюдаем на примере реализации федеральной программы «Формирование комфортной городской среды», из-за чего во многих местах возникают проблемы, в первую очередь, экологические.
В разговоре о благоустройстве «Швейцарии» идет активная подмена понятий. По действующему законодательству парк – это верхняя плоская территория, примыкающая к проспекту Гагарина. А по проектным работам парк – это всё сверху донизу от проспекта до реки Оки.
И если говорить об этом «проектном» парке, то здесь на выделяемые средства следовало бы сделать следующие работы.
Во-первых, как следует отремонтировать набережную, которая сейчас находится в аварийном состоянии.
Во-вторых, аккуратно отремонтировать на склонах подпорные стенки, которые сдерживают оползни, потому что склоны парка действительно небезопасны.
И, наконец, в-третьих, навести в верхней части парка порядок с дорожками, скамейками, освещением, урнами, которых должно быть достаточное количество, и устроить площадки для детского отдыха.
Этого вполне достаточно для комфортного использования парка.
Но нам рисуют много всего лишнего – висячие мосты, наблюдательные башни, кольца над склонами. Все это прекрасно позволяет освоить деньги. Но всегда возникает вопрос содержания объектов.
Грамотно сделанная подпорная стенка будет держать пятьдесят лет, не требуя никаких затрат.
Хорошо сделанная набережная будет стоять пятьдесят лет, не нуждаясь в обслуживании.
А все эти деревянные конструкции на склонах и над оврагами… Кто будет ухаживать за тем же висячим мостом в несколько сот метров, когда на нем лед образуется? Кто будет его чистить от снега? Кто будет следить, чтобы с него люди не падали? Кто будет ремонтировать древесину (она гниет, ее ломают, извините, отдельные дикие нижегородцы и гости нашего города, и это факт)?
Кто и на какие деньги будет поддерживать существование всей этой инфраструктуры и на какие деньги?
Понятно, что если будет построен ресторан, обслуживанием будет заниматься его собственник. А кто будет ухаживать за всеми остальными внутрипарковыми конструкциями?
Поэтому, когда на город сваливаются огромные деньги, их надо направлять на объекты или не нуждающиеся в постоянных затратах, или на те, источник средств на обслуживание которых понятен, как в случае с кафе. А с этих мостиков и колец денег никто получать не будет, значит, они лягут на городской бюджет, средств в котором на текущие расходы и так всегда не хватает.
Асхат Каюмов