Найти тему
Слова и музыка Матецкого

JIMI HENDRIX: ИЗОЛИРОВАННАЯ ГИТАРА В ПЕСНЕ ALL ALONG THE WATCHTOWER

Автором и исполнителем песни All Along the Watchtower, как известно, является Боб Дилан (Bob Dylan), но настоящая жизнь у неё началась после того, как Джими Хендрикс (JimiHendrix) решил каверовать её. Существует легенда, что когда Дилан услышал версию Хендиркса, он сказал: «Это больше не моя песня, это теперь песня Джими». И действительно, в версии Хендрикса всё звучит потрясающе, но сегодня мне хочется сосредоточиться именно на гитаре Джими – у нас есть возможность послушать изолированный гитарный трек. 

Казалось бы, простейшая сетка: I – VII – VI ступени, идущие насквозь через всю песню, но как виртуозно Джими «разбирается» с ними, используя массу всевозможных ритмических и гармонических нюансов. Я не буду делать музыковедческий анализ его игры – да я и не музыковед совсем, - но его гитара в этой песне просто потрясающа. И не забывайте – это концертная версия со всеми мелкими погрешностями и мини-заминками. Например, он начинает играть её в другой тональности, но потом быстро меняет её. Но это, что называется, “Hendrix á naturel”. Да, конечно, внутри студийного трека всё звучит гораздо более зализано и комфортно, но ощущения от игры живого человека – это всегда отдельный кайф, тем более если этим человеком является гений гитары.

Несколько слов о песне. Написанная в 1967 году, она была включена в альбом Дилана под названием «John Wesley Harding» и также вошла в большинство последующих сборников лучших хитов артиста. Она одна из его самых любимых песен, и он с конца семидесятых охотно исполнял её на своих концертах. 

С тех пор песня получила много различных «тритментов» от музыкантов практически всех жанров. Так, Pearl Jam и Neil Young отметились необычным совместным исполнением шедевра Дилана, причём энергетический посыл от их концертного выступления просто зашкаливает. Думаю, вы со мной согласитесь – артист Neil Young никогда не был востребован у нас в стране: я имею в виду, что его пластинки – будь они самыми золотыми или платиновыми в Америке, - особого интереса у нашей массовой аудитории не вызывали. А зря! Повнимательней приглядитесь к этому выступлению – и как он поёт, и как играет на гитаре. Сильный парень! 

Более мягкие тона звучат в версии Брайана Ферри (Bryan Ferry) – он сделал целый альбом каверов на песни Боба Дилана. Кстати, он далеко не одинок в этом – помню, как ещё в 60-е The Hollies выпускали подобный альбом. Но индивидуальную окраску песне Ферри придал стопроцентно.

В процесс записи оригинального трека Хендрикса был задействован гитарист Dave Mason, в своё время игравший в известной английской группе Traffic. На записи у Хендрикса он играет «подклад» на акустической гитаре – по-моему, 12-струнке. Интересно, что он тоже выпустил свою версию AATW.

По воспоминаниям звукорежиссёра Эдди Крамера (Eddy Kramer), постоянно работавшего с Хендриксом, Джими как-то особенно волновался на записи AATW. «Он постоянно менял ритм и аранжировку, внося изменения в процессе записи. Также без конца пытался улучшить звук гитары», - вспоминает Крамер. Но этот долгий процесс – а, может быть, и не только он, - вызвал недовольство бас-гитариста The Jimi Hendrix Experience Ноэла Реддинга (Noel Redding), и он покинул студию до окончания сессии.

Пару слов про Реддинга – я общался с ним в Москве, было это в «Ритм и Блюз Кафе». Помню, что он мне рассказывал про запись песни Fire, когда по студии бегала собака по кличке Rover. Именно к ней обращается Джими, говоря что-то типа: «Move over, Rover! It’sJimi takes over!». Эта фраза вошла в историю, так как осталась на записи. Помню в тот вечер в кафе были ещё какие-то иностранные музыканты, гитаристы, и они играли что-то типа джема. Реддинг выходил с ними на сцену, играл «на басу» – если честно, это было не очень. Но это не умаляет его «исторических» достоинств, и мы точно не будем проецировать московский полухалявный джем на работу в нью-йоркской студии десятилетия назад – это было бы некорректно.

Песня AATW жива и по сей день – и пример тому вот такая её версия. Песня в контексте проекта «Playing For Change» с музыкантами из разных концов света выглядит актуальной как никогда. 

В начале видео помещены слова Джими Хендрикса: «Если что-то в этом мире можно изменить, то сделать это способна только музыка».

Эх, если бы…