В преданиях многих народов богу-Громовержцу приходится сражаться с чудовищем, освобождая то Солнце, то жену, то сокровища. Причём делать это надо раз в год, потому что подобные поединки – отзвук календарных мифов, мифах о смене времён года.
Царь считался не просто земным правителем, но воплощением небесного божества. Как правило, верховного, а верховным чаще всего был именно бог-Громовержец. И каждый год он должен был проводить ритуал символического сражения со злом, пусть и не возвращая на небо Солнце или Луну, но обеспечивая хороший урожай, плодовитость скота и прочие жизненно необходимые народу вещи.
Сарматская царица – а мы помним, что женщины у сарматов играли очень значительную роль, – тоже была воплощением бога. И тоже наверняка проводила такие ритуалы. Кстати, мы уже упоминали, что в погребении было два набора курильниц – алтарей в миниатюре, и это ещё раз свидетельствует о том, что царица была теснейшим образом связана с религией.
Правда, есть во всей этой истории один парадоксальный момент. Дело в том, что у царицы после смерти была отсечена кисть правой руки. Такое проделывали с врагами: скифы отсекали правые плечи и руки уже мёртвым пленным врагам во время жертвоприношения Аресу. Но в нашем случае речь всё же идёт не о враге – а о царице своего народа…
Есть версия, что руку ей отсекли потому, что женщина – это всё же женщина. Женский пол имеет отношение к нижнему миру… тому самому, где обитает чудовище-дракон. И получается, что женщина-царица, с одной стороны – защитница от злого божества, а с другой – слишком тесно с его миром. Можно предположить, что подданные… слегка подстраховались и обезопасили себя от возможных неприятностей со стороны ушедшей повелительницы.
Мы не знаем имени сарматской царицы и почти ничего не знаем о её жизни – можем только кое о чём догадываться. Но и догадок этих не так уж мало. Правда?
Зоя Сазонова
Источники:
1. Гугуев В.К. Кобяковский курган (К вопросу о восточных влияниях на культуру сарматов I в. н.э. — начала II в. н.э.). // ВДИ. 1992. №4. С. 116-129
2. Медведев А.П. ОЧЕРК ЭТНОГРАФИИ САРМАТОВ. // Вестник ВГУ. Воронежский государственный университет, 2009. №2. // http://www.vestnik.vsu.ru/
3. Прохорова Т., Гугуев В. Богатое сарматское погребение в кургане на восточной окраине г. Ростова-на-Дону. // Известия Ростовского областного музея краеведения, вып. 5. 1988 г.
4. Прохорова Т.А. Погребение сарматской царицы из кургана №10 Кобяковского могильника. // Сокровища донских степей. Из собрания Ростовского областного музея краеведения. Каталог. 2018
Понравилась статья? Ставьте лайки, делайте репосты, подписывайтесь на канал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Ждём ваших комментариев!
Уникальное золото скифов – гривны, перстни, браслеты, драгоценная утварь, реконструкции царских костюмов – ждут посетителей на выставке «Сокровища донских степей», которая работает до 16 февраля в выставочном зале №1 Музейного центра «Палаты».