Найти тему

Какой эстетической позиции придерживалось объединение художников "Мир искусства", и почему их не выносил критик Стасов

За последние 300 лет русская культура пережила два периода расцвета, притом оба пришлись на начало очередного века. Первый был в пушкинский период XIX века, второй - в нулевые-десятые годы ХХ в. Соответственно - Золотой и Серебряный век. (Сейчас - начало XXI, но что-то расцвета не наблюдается, а совсем даже наоборот, но это к слову).

Объединение художников "Мир искусства" возникло на рубеже веков вокруг одноименного журнала, издаваемого в Петербурге. Этот журнал выражал прежде всего философию символизма, а это течение, как известно, ярче всего проявило себя в литературе. Однако и художникам были близки символические идеи.

Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“»
Б. М. Кустодиев. «Групповой портрет художников общества „Мир искусства“»

Сердцем нового объединения были Александр Бенуа и Сергей Дягилев. Первый был тонким, изысканным художником, второй - гениальным менеджером, антрепренером. Они были готовы своротить годы и утвердить свою эстетику в сердцах и умах нового поколения.

В чем же заключалась эта эстетика? За что их возненавидел знаменитый критик Стасов?

Мирискусники (да, именно так их называли) были ярким примером модернистского искусства, тогда только набиравшего силу. Они не собирались копаться в язвах общества и изображать страдания крестьян и прочих простых людей, что было характерно для реалистического искусства передвижников.

Александр Бенуа "Итальянская комедия"
Александр Бенуа "Итальянская комедия"

Их тянуло к изысканности, к театральности, игре, им нравилось использовать образы эпохи барокко. Подвижность, изменчивость мира, хрупкая красота сиюминутности - вот то, что они хотели запечатлеть. Они считали, что в искусстве не должно быть застывших авторитетов. Эта их легкость дико раздражала Стасова, который обзывал их декадентами и громил при каждом удобном случае.

"Мир искусства" стоял на тех позициях, что искусство должно быть свободно от всего - от требований общества, от традиций, авторитетов. Оно должно существовать только ради самого себя. При этом художники не выносили никакой неряшливости в изображении, любили отличный рисунок, тонкую прорисовку. Никаких невнятных цветных пятен!

Евгений Лансере. "Прогулка на молу", 1908.
Евгений Лансере. "Прогулка на молу", 1908.

То есть мирискусники были приверженцами идеи "башни из слоновой кости", где должен обитать художник, показывая тонкую красоту мира так, как он считает нужным.

Глядя на картины этих художников, действительно сложно сказать, что они жили в драматичную эпоху на фоне все растущих социальных проблем, в атмосфере социального напряжения. Они создали свой мир, мир искусства, где царила милая благодать.

Но попытки уйти в хрустальный замок мечты получались не у всех мирискусников. Вот знаменитый рисунок Мстислава Добужинского "Октябрьская идиллия", сделанный в 1905 году на фоне первой русской революции.

М. Добужинский "Октябрьская идиллия"
М. Добужинский "Октябрьская идиллия"

Жестокая и грубая жизнь врывалась в ухоженный мир этих художников. Но каков стиль! Каковы лаконизм, образность, символизм этого рисунка. И как это страшно и... красиво. Да, красиво. Эстетика "Мира искусства" такова, что даже ужасное художник изображает поразительно изысканно, что только усиливает впечатление от произведения.

Мирискусники резко выступали против всякого морализаторства в искусстве. Они считали, что искусство не должно воспитывать, учить. Оно должно доставлять только чистое эстетическое удовольствие. В этом пункте они были, на мой взгляд, не совсем правы. Но в своем стремлении привнести в мир больше красоты они, несомненно, молодцы.

Буду благодарна, если вы дадите ссылки в своих соцсетях на мой канал и эту статью. Читайте еще:

Чего хотел Дидро, создавая "Энциклопедию"

Плюрализм в философии и политике: что это такое и чем отличается

Канал, где есть легкие интересные статьи:

Забавный случай, произошедший в Африке, конкретно в Уганде