Появление "традиций рек и озер" связано с временами династий и государств Шан и Чжоу (1766-247 г.г. до н.э.). и Чжоу, то есть больше трех тысяч лет назад. Иньский период Шан (1401-1122 г.г. до н.э.) был богат своими бродячими рыцарями-фехтовальщиками и переезжающими с места на место купцами-коробейниками. И неспроста в современных китайских словах "коммерсант" (商人), "торговля" (商業), коммерция (商務) есть этот иероглиф 商 - связь с династией Шан (商) тут прямая.
Именно коммерсанты-проныры в большей степени и заложили эти удивительные традиции. Снуя по улочкам и отдаленным кварталам разных городов, проникая в самые отдаленные уголки Поднебесной, они и стали прообразом будущей беззаботной вольницы.
И все-же это были только истоки "рек и озер". Как ни крути, и рыцарей и коробейников было тогда очень мало, создаваемые ими союзы и братства были редки и неустойчивы, правила в них практически отсутствовали.
Китай почти всегда был крайне патриархальным , и семья как единица общественного строя значила и значит весьма многое в жизни ханьцев. Семейные устои, связанные кровным родством, поддерживались и поощрялись обществом и государством. Заметьте, кровное родство здесь упомянуто не для красного словца - именно на нем и строился весь китайский патриархат.
Вот фрагмент из Даодэцзин, классической книги даосов, которая стала мировным наследием в переводе В. Перелешина.
Если где-то праведен один,
выявится свет его глубин.
Если праведна одна семья,
Праведность прославится кругом.
Если праведен один уезд,
Он огнеупорен, как асбест.
Если праведна одна страна,
Прочно благоденствует она.
С праведной державой на земле
Добродетель станет мировой.
Давайте теперь рассмотрим это, так сказать, на примере уклада семьи времен династии Чжоу.
Чжоуский ван был не только правителем; он был и и отцом для своих подданных. Он единственный мог приносить жертвы патриарху-родоначальнику (始祖), и поэтому сам назывался "старшим в роде" (大宗). При этом он являлся старшим сыном своего отца от главной жены.
Сыновья же от второстепенных жен не могли претендовать на трон и как правило становились гунами или чжухоу - вассальными князьями разной степени самостоятельности. Именовались они "младшими в роде" (小宗 ), но только по отношению к императору - в своем княжестве-уделе они становились "старшими в роде", и там тоже была своя система старших и второстепенных жен, и наследование титулов и земель происходило в таком-же порядке. Но их сыновья от второстепенных жен становились сановниками (卿 или 大夫) - титул князя, они, естественно, у наследовать уже не могли. И они по отношению к старшему в роде были младшими, но каждый из них был старшим в своем роде.
И такая вот система пронизывала все китайское общество того времени. Это была система не только семейного, но и политического подчинения. Но титул князя можно было получить и не кровному родственнику-сыну от одной из жен. Выдающегося героя или мудреца женили на женщине из семьи, вводя его таким образом в круг семьи и давая ему титул.
Таким образом, в эпоху династии Чжоу возникло структурированное общество с сыном Неба в центре и его родственниками по окружности. И любая власть в Китае была божественна, поскольку принадлежала Сыну Неба и родственникам Сына Неба.
Система эта служила одному - поддержанию феодальной власти, сохранению накопленных материальных ценностей в пределах одной семейной организации.