Сообщаю тем, кто следит за нашими преобразованиями, что с тормозами мы разобрались. Шланг недостающий прибыл, поставили, прокачали. Мы оставили их на время в покое: схватывают — и хорошо, это главное. Пока ж мы никуда не едем, так что пусть постоят, пообвыкнут, потом зазоры, кулачки… Проверим, не течёт ли где: новая тормозная жидкость соответсвии с духом нашего времени обладает повышенной проникающей способностью по сравнению с касторкой. Вернёмся к теме под распахнутую дверь гаража. Прокачаем набело. В рутинном порядке. Теперь же у нас в фокусе головка блока цилиндров.
Это, я вам как гуманитарий скажу, штучка посложнее тормозов. Там расположены клапаны — четыре впускных, четыре выпускных. Кто в школе физику учил, двигатель внутреннего сгорания — тот поймёт. Осмотр показал, что есть и хорошее: сами клапаны и их сёдла в нормальном состоянии, что означает — прежние последние хозяева ими занимались, вовремя заменили, подогнали, притёрли — ура. Но есть обстоятельство, которое перечёркивает эти достижения: втулки, направляющие, в которые клапана вставлены, хоть и прочные, металлокерамические, а износились. Ну, ничего не поделать — время свое берет, материалы устают. Снашиваются. И если клапаны можно поменять относительно легко, то втулки запрессованы в алюминиевый монолит головки блока. Составляют с ним некое единство. Чтобы их заменить, придётся: вынуть старые, найти, а точнее, заказать у умельцев новые, а потом запрессовывать их в дыры. Легко сказать! Ну, допустим, выбить старые — куда ни шло: ломать не строить. Есть прессы, инструментарий.
Разболталась, допустим, старая страна Советов, дымит, чадит… Мощность теряет. Перестройщики направляющие-то и повыбили. Помните? Руководящую и направляющую пнули под багажник коленом. Надо новые на это место. Как их вогнать?
Возвращаясь к конкретному «Москвичу» заметим, что коллеги-москвичеводы пробовали по-разному. Один задавливал втулки домкратом. Три тонны усилие — не идет. До половины влезла — ни тпру, ни ну. А ехать-то надо! Берёт коллега подходящий болт, наворачивает до половины её резьбы гайку, надевает на втулку — и кувалдой её, кувалдой. Залезла. И так — восемь штук. Ноу-хау! Получилось. Но радовался он недолго. По литью от такого ремонта сначала пошли невидимые микротрещины. А потом видимые и не микро. В результате менять бедолаге пришлось двигатель. Что в случае с железякой даже благо: старый в металлолом, новый — не чадит, не стучит, а худо-бедно едет. А вот если аналогию со страной, выпустившей этот самый «Москвич» продолжать, с людьми её, то некрасиво получается. Их-то не правильно в металлолом сдавать!
Короче, изучаем сейчас цивилизованные способы замены втулок, потому что «Москвич» этот нам дорог. Мы его потерять не хотим. Мы его реставрируем. С учетом новых технологий и материалов, но и уважением к исходнику. Правда, неясно, где втулки эти самые взять. Если в запчастях не найдём, будем искать кто их выточит по образцу. Но из чего? Латунь? Бронза? Так делают. Хорошо, но не на долго. Сталь? С каким натягом прессовать? Тут нам уверенно советуют три соточки натяг внешнего диаметра. А какие зазоры оставлять внутри? Изучим. Тут, слава Богу, ГОСТы можно почитать. Конечно, у нас есть запчасти с доноров — и мы поглядим, что можно сделать. Есть живой движок, точно такой же — мы видели, как он заводился и ехал, смотри историю выше «Донор» и мальчик в слезах». Может, заменить им наш? Но перед тем надо понять — а не шило ли на мыло меняем? В каком состоянии там клапаны? И направляющие? И остальное? На нашей основной машине мы обнаружили и ещё один гигантской плюс: не только клапаны, но и поршни заменены; установлен, как влитой, второй ремкомплект, а это дорогого стоит: в печальном случае сношенные поршни да разболтанные шатуны ставят проект под угрозу не хуже износившихся втулок. Думаем.
Белка и «стрелка»