Предание гласит, что проходя под Варварскими воротами, над которыми висел чудотворный образ Богородицы, Василий Блаженный кинул в него большой ком земли. А потом на глазах разъяренной толпы снял с иконы верхний слой краски. Под ним обнаружилась бесовская харя.
Это самое раннее упоминание адописных икон в русских летописях.
В легендах об этих иконах отразилось мистическое мнение о том, что «скрытый» образ ничем не уступает видимому, а зачастую даже сильнее. Поэтому нарисованная прямо на грунтовке фигура беса, черта или еще какого нечистого, портила всю икону, не спасал и написанный сверху образ святого.
Иногда такими сложностями не увлекались — малевали черта прямо рядом со святым и прикрывали его окладом — кто там будет снимать и проверять?
Ирония в том, что в православной иконописи нет запрета на изображения бесов. Они часто встречаются даже на чудотворных иконах.
Так в чем «фишка»?
В том, что канонические черти должны показываться извергами, страдающими в аду (или поджаривающими грешников) и всегда — попираемыми святыми.
Адские же иконы ставили изображение нечистого во главу угла. И велик он, и могуч (и гоняет стаи туч…). Таким образом молящийся поклонялся не святому, а дьяволу, и молитва приобретает обратный эффект.
В основном об адовых иконах известно в старообрядческой среде, отчего родилась легенда, что таким образом старообрядцы боролись с конами «фряжского образца». Не обошлось и без жидомасонского заговора, но это уже позже, в 19 веке, когда появилась мода на все мистическое,в том числе и на адописные иконы. Сообщения о них появляются в газетах и журналах, явление настолько популярно, что их упоминают в своем творчестве даже Лесков, который даже проведет небольшое исследование этого явления. Правда, все попадающиеся Лескову иконы были «дешёвого и неискусного письма». Сам он не исключает, что их изготовляли для обмана заказчиков, о чем писал в повести «Запечатленный ангел».
Уже в двадцатом веке исследовали пришли к выводу, что адописные иконы — всего лишь искусная мистификация, поскольку до наших дней они не сохранились.
Правда, ученым противятся сторонники теории, что такие иконы существуют, и их много. Просто никому в голову не придет ради любопытства сдирать с ликов красочный слой, а просканировать все имеющиеся иконы на специальном оборудовании невозможно.
На это информацию я наткнулась, когда работала над романом "Смерть всегда рядом". Пройти мимо такого не смогла, правда, немного трансформировала адописную икону под нужные для истории реалии. Именно благодаря этому герои понимают, что что-то здесь не так...