Накануне в «правильных» информагентствах прошло сообщение о том, что в России «финансовое оздоровление ключевых предприятий оборонно-промышленного комплекса уже начато». И ссылка на некий «информированный источник». Плюс к этому еще один «источник в одной из крупнейших компаний ОПК» подтвердил факт запуска работы по расчистке многомиллиардных долгов.
Иными словами, в России запущена новая программа спасения финансово несостоятельных предприятий военной промышленности, но ожидаемые результаты ее реализации столь не очевидны, что решено пышных торжеств не устраивать и программу публично не привязывать ни к фигуре нового премьера, ни, тем более, к фигуре президента-главковерха.
Между тем, если в обычной управленческой практике Владимира Путина совещания по проблемам ОПК проводились дважды в год, то в 2019 году их было гораздо больше. И превалировала тема финансового оздоровления отрасли. По мнению главы государства, закредитованность предприятий создает препятствия для развития отрасли.
Усугубляет проблему то, что кризис в военной промышленности может теперь сказаться на всей экономике страны. Так, практически вся гражданская авиационная техника производится на предприятиях ОПК. На военную промышленность приходится половина выручки всей радиоэлектронной промышленности, в то время как в структуре производства ОПК гражданская электроника занимает всего около 10%. По данным на ноябрь прошлого года, доля гражданской продукции в общей доле выпуска оборонных предприятий превысила 20%. По поручению президента объем гражданской продукции к 2025 и 2030 годам должен достигнуть не менее 30% и 50% соответственно.
Как стало сейчас известно, соответствующий секретный, как подчеркивается, указ о финансовом оздоровлении был подписан в первой половине января 2020 года. Новый глава правительства России Михаил Мишустин в своем выступлении в Госдуме отнес эту тему к одной из приоритетных задач своего кабинета: «В условиях стабилизации гособоронзаказа особенно важно оздоровить, нормализовать финансовое положение оборонных организаций, активно проводить диверсификацию предприятий ОПК и наращивать выпуск гражданской наукоемкой продукции».
В конце декабря вице-премьер Юрий Борисов (сохранивший свой пост в новом кабинете) раскрыл некоторые детали проекта. Он заявил, что в ОПК будет проведена "расчистка кредитов" на 700 млрд рублей (вся долговая нагрузка предприятий ОПК превышает 2 трлн рублей). Будет использовано два механизма: это докапитализация предприятий с целью погашения этих проблемных задолженностей и реструктуризация кредитных задолженностей на длительный срок по льготной ставке. По словам заместителя председателя правительства, это разовые и вынужденные меры.
В разное время Борисов среди наиболее проблемных в финансовом плане активов российской оборонки называл такие интегрированные структуры, как Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, «Уралвагонозавод», «Высокоточные комплексы», «Алмаз-Антей», а также Объединенная двигателестроительная корпорацию и «Роскосмос».
Проблема задолженности ОПК носит хронический характер. Основной долговой навес возник, как считается, по кредитам под государственные гарантии, которые брались предприятиями отрасли в 2011-2014 гг. Идея просто списать долги оборонных госкомпаний не нова и уже реализовывалась в прошлом. Предыдущее списание задолженности произошло в 2016-2017 гг. на общую сумму около 1 трлн рублей по госгарантиям.
«Впредь мы будем предпринимать меры для того, чтобы не допускать взятие кредитов, не обеспеченных их возвратностью», - так вице-премьер описал нынешний проект.
Ранее уже был принят ряд организационных мер для финансово-кредитной стабилизации отрасли. В 2018 году правительство приняло решение создать на базе «Промсвязьбанка» (ПСБ) опорный банк для сопровождения контрактов по государственному оборонному заказу. Это кредитное учреждение относится к числу 11 системно значимых банков России. По экспертным оценкам, он входит в топ-10 банков по объемам кредитов предприятиям. Стратегия ПСБ привязана к срокам подготовки и запуска новой госпрограммы вооружений, которая должна охватить период 2024-2033 гг.
Согласно официальным заявлениям, «Промсвязьбанк» уже стал банком номер один в части сопровождения государственного оборонного заказа, сейчас речь идет уже о 40% всех его средств, к концу 2020 года планируется довести до 70%. Продолжается передача в ПСБ действующих контрактов от других банков, так и заводятся новые контракты по гособоронзаказу с предприятиями промышленности. Переданы сюда сопровождение контрактов по оборонному заказу из четырех уполномоченных банков — «Сбербанка», ВТБ, «Газпромбанка» и «Россельхозбанка».
Судя по всему, и зарплатные проекты в системе минобороны и ОПК также будут переводиться в ПСБ.
Однако здесь есть одна негативная деталь: в январской прессе отмечалось, что «Промсвязьбанк» все еще функционирует в стадии санации (с декабря 2017 года) и по решению Центробанка находится на балансе банка непрофильных активов «Траст». Со стороны ПСБ уже заявлялось, что он в полном объеме и в установленный срок исполнил свои обязательства перед Центробанком: в частности, возвращен депозит, предоставленный для поддержания ликвидности в период санации, и что, таким образом, банк сейчас финансово стабилен и во вливаниях для поддержания текущей деятельности не нуждается. И да, ПСБ находится под западными санкциями.