Сейчас подавляющее количество квартир приобретается с привлечением кредитных средств (в ипотеку). Это предусматривает определённые требования к документам по квартире, которая будет в залоге у банка. Продавцам квартир необходимо заранее предусмотреть этот вопрос и подготовить необходимые документы. Итак, какие же это документы?
Прежде всего нужно внимательно отнестись к своим правоустанавливающим документам. Если собственность на квартиру была получена до 1998 года, необходимо зарегистрировать (подтвердить) ранее возникшее право. Это можно сделать через МФЦ, подав соответствующее заявление, приложив копию документов на квартиру. Иногда это делается одновременно с продажей квартиры, но банки могут потребовать всё сделать заранее, и не будут рассматривать документы, без подтверждённой регистрации.
Второе, что потребуется для предоставления в банк, это технический план квартиры. Здесь есть несколько вариантов, которые можно выбрать:
- технический паспорт на квартиру, изготовленный в ПИБе или БТИ (любого года);
- кадастровый паспорт;
- план из Выписки из ЕГРН (Единый государственный реестр прав на недвижимость), в том случае, если он «читаемый».
Паспорт этот необходим для оценочной компании, чтобы установить факт отсутствия или наличия неузаконенных перепланировок.
Далее, необходимо взять в паспортном столе Справки по форме 7 и 9 (желательно с архивными данными). В бухгалтерии попросить Справку об отсутствии задолженности по коммунальным платежам. Важно помнить, что эти справки актуальны только в течение месяца со дня получения.
Необходимо также заказать в МФЦ Выписку из ЕГРН. Этот документ платный. По закону, все банки обязаны сами заказывать данную Выписку, но если вы предоставите им её вместе с остальными документами, то процесс рассмотрения ускорится.
Вам также нужно быть готовы к тому, что банк потребует все страницы паспорта продавцов, даже если они пустые, а также СНИЛС. Это основной пакет документов, который потребуется для любой ипотечной сделки. Есть ещё и дополнительный. Это будет зависеть от ваших правоустанавливающих документов. Приведу самые распространённые документы:
- Согласие супруга на продажу квартиры (если покупалась в браке);
- Согласие органов опеки на продажу доли ребёнка (если часть квартиры принадлежит несовершеннолетнему);
- Справка из ПФР (Пенсионный фонд) о неиспользовании материнского капитала (если у продавцов есть два и более детей, и квартира приобреталась в ипотеку);
- Справка из ПНД (психоневрологический диспансер) для продавцов старше 60 лет;
- Отказ от преимущественной покупки сособственников, если продаётся комната (доля);
- Заявление от лиц не участвовавших в приватизации, но имеющих право (отказавшихся) и зарегистрированных в квартире, об отказе от пожизненного пользования (если правоустанавливающим документом является передача квартиры в собственность граждан, т.е. - приватизация).
К этому же списку нужно добавит всевозможные Свидетельства, такие как Свидетельство о браке, Свидетельства о рождении детей (если в сделке участвуют несовершеннолетние), Свидетельства о перемене фамилий, Свидетельства о расторжении брака и др. Если у вас есть брачный договор, затрагивающий недвижимость, то он тоже потребуется. Позаботившись обо всём заранее, вы ускорите процесс одобрения объекта в банке, он пройдёт быстро и без проблем, конечно если в документах не будет изъяна. Удачи в продажах! Не забудьте поставить лайк!