Страх перед оборотнями
Волки - звери, обладающие устрашающей силой, особенно зимой, когда голод гонит их из лесов к человеческому жилью, долгое время терроризировали сельских жителей. Поэтому не стоит удивляться, что ещё в давние времена в людском воображении рождались рассказы о людях, которые могут превращаться в волков и поедать других людей.
В XV и в XVI веках очень часты упоминания о так называемых оборотнях. Среди крестьян того времени царит настоящий психоз, и лица, обвиняемые в способности превращаться в волков, предстают перед судом и получают наказание за убийства людоедского характера, совершённые в обличье волка.
Жиль Гарнье, оборотень-людоед
Дело в том, что в то время никто не сомневался в существовании оборотней, в которых усматривают дьявольское деяние. Некоторые учёные умы пишут исследования, основываясь на приводимых случаях. Пьер Мамор, ректор университета Пуатье в XV веке, например, не выказывает никакого скептицизма, когда комментирует следующее свидетельство: одна крестьянка якобы видела, как её мужа рвало рукой ребёнка, которого он, видимо, сожрал, превратившись в волка...
В хронике судебных процессов приводятся многие случаи осуждения людей, подозреваемых в том, что они являются оборотнями. В 1521 г. во Франции двое крестьян, Бурго и Венсан, попадают под это обвинение. Но один из самых знаменитых процессов проходит в 1574 г. во Франш-Конте. Там судят мужчину по имени Жиль Гарнье, обвиняемого в том, что он, превратившись в волка, убил несколько человек и потом сожрал их. Доказательства? Он якобы угостил этим мясом свою жену! Заключив соглашение с дьяволом, Гарнье приобрёл способность превращаться в волка. Многие свидетели на процессе показывают, что до них доходили слухи об этом соглашении: сам обвиняемый признаёт, что пользовался волшебной мазью, которой натирал своё тело, прежде чем нападать на свои жертвы. Процесс над Гарнье во многом напоминает судилища, устраивавшиеся над колдунами и колдуньями. Кстати, обвиняемый приговорён к обычному в те времена наказанию: сожжению на костре.
Массовая и длительная "эпидемия"
В 1589 г. очень похожее дело рассматривается в Германии: крестьянин по имени Питер Тумф обвиняется в том, что под видом волка убил и съел тринадцать детей, среди которых его собственный сын, мозгами которого он полакомился... Обвиняемый был казнён недалеко от Кёльна.
Но ликантропия является уделом не только мужчин. Женщины тоже способны превращаться в волков. В Лозанне в 1604 г. пять колдуний, превратившись в волчиц, похищают ребёнка и съедают его, угостив тех, кто должен поступать по образу животного. Поскольку факты кажутся доказанными, их тоже сжигают живьём.
Боязнь оборотней, как видно, настолько велика, что во многих провинциях Франции организуются облавы, чтобы поймать этих гнусных тварей. Упоминаются многие случаи вплоть до 1610 г. В век разума, в эпоху Декарта, обскурантизм и фанатизм продолжают давать выход инстинкту убивать.
Сказания об оборотнях
Легенды, рассказывающие о людях, способных превращаться в волков, известны со временем самой глубокой древности. Термин "ликантропия" происходит от имени греческого царя Ликаона, правителя Аркадии, которого Зевс превратил в волка за то, что тот осмелился угостить его во время пиршества человеческим мясом.
Суровые зимы, которых было много в конце средневековья, и в начале современной эпохи, страх перед волками, которыми ещё полны европейские леса в XV и XVI веках, - всё это может объяснить массовое распространение рассказов об оборотнях. Но убеждение, что человек может превратиться в хищное животное, свойственно не только западному миру. Образы человека-тигра, человека-крокодила играют в индийских и африканских легендах роль, аналогичную роли волка-оборотня.
Хотя очевидно, что человек не может в самом деле превратиться в волка, это не означает, что некоторым людям с больным воображением не может показаться: они способны на такое превращение. Впрочем, термин "ликантропия" в психоанализе означает нарушение (болезнь), при котором больной воображает себя волком: наваждение, которое, безусловно, объясняет странное поведение и признания обвиняемых во время процессов.
Дети-волки
Тема детей-волков послужила основой для многих древних мифов. Так, например, легенда о Ромуле и Реме, братьях, основавших Рим, рассказывает, что они были вскормлены волчицей. Но многие случаи, когда волки выкармливали детей, произошли на самом деле.
В 1341 г. в Гессе было впервые сообщено о ребёнке, выросшем среди волков. Мальчик, обнаруженный охотниками, передвигался только на четырёх конечностях и высоко прыгал. Насильно увезённый к людям, он не приспособился к новой жизни и вскоре умер. Через три года упоминается ещё один случай, когда ребёнок был выращен волками. На этот раз, вернувшись к цивилизации, мальчик не умер, он научился разговаривать и дожил до 80 лет. Отмечается, однако, что он всю жизнь тосковал по волкам, с которыми его разлучили.
Большинство случаев обнаружения детей-волков отмечается в Индии, особенно в бенгальских джунглях. Самой известной является история с детьми из Миднапура. Это две девочки, обнаруженные в 1920 г. индийским миссионером, преподобным Дж. Сингхом. Найденных в волчьей норе малышек привезли в приют для сирот в Миднапуре, где служил миссионер. Младшая вскоре умерла, так и не научившись ни ходить, ни говорить, а вторая, которая прожила девять лет, с трудом научилась держаться на ногах и произносить несколько слов.
В Индии в 1976 г. в Султанапорском лесу нашли ребёнка примерно лет восьми, играющего с волчатами. Он был весь заросший волосами и грязный, с длинными, как когти, ногтями. Деревенские жители, нашедшие его, тщетно пытались приобщить ребёнка к более цивилизованной жизни, а затем отдали его миссионерам из благотворительного приюта в Лакхнау, что недалеко от Дели, где он прожил до своей смерти в 1985 году.