И вновь "Дело". На этот раз "Дело пестрых",1958 г. Фильм создан по повести Аркадия Адамова, написанной в 1956 г., с тем же названием. От этого произведения ведется отсчет возрождения советского детектива.
После службы в армии в Москву возвращается Сергей Коршунов. Бывший войсковой разведчик идет на службу в МУР.
У него есть любимая девушка Лена, студентка театрального училища, вращающаяся в богемных кругах столицы.
У Коршунова начинаются обычные трудовые будни оперуполномоченного уголовного розыска. Выезды на трупы, беготня в поисках свидетелей, допросы-опросы, внедрения в банды. Обычная рутина.
А где-то плетет свои сети некий Папаша. А на самом деле вор в законе Пан.
И пересекаются дорожки Сергея и Пана в этом "деле "пестрых", такое название делу дает руководство МУРа: «Итак, товарищи, продолжаем заниматься делом Папаши и других. Оно становится все сложнее. Народ здесь замешан разный, пёстрый. Так, кстати, и зашифруем — дело «пёстрых». Да и сам писатель так выражался об этом:" Меня всегда интересовало, почему нормальные и благополучные люди становятся преступниками. И я убедился: вокруг любой банды, рядом с любым профессиональным преступником всегда существуют очень пёстрые по своему составу компании законопослушных граждан: знакомых, соседей, родственников и прочих. Самые неустойчивые из них и пополняют ряды преступников. Эти пёстрые компании состоят из разных людей, соблазнённых блатной романтикой, лёгкими деньгами, возможностью не работать, жить в своё удовольствие, быть выше серой толпы."
Вот они, те кто легко попался в сети папашиного АУЕ.
И в этой же уголовно-богемной компании оказалась по своему легкомыслию девушка Сергея Лена, которая, узнав, что Сергей работает в милиции надула губки и презрительно фыркнула что-то о том, что Сергей занимается грубым и грязным делом.
Но самая фишка появляется в конце фильма, на сцену выходит агент иностранной разведки по имени Пит. Его играет Иван Переверзев, это его первая отрицательная роль. Наверное, чтобы Переверзева не узнали или придать образу шпиона более мерзкий вид, ему сделали накладку и сильно удлинили нос. Так вот этот самый Пит на самом деле в прошлом советский неблагополучный подросток, которого воровская стезя привела на путь перебежчика и предателя. Какое у него было задание, об этом в фильме не говорится, но, наверное,серьезное. В общем, в общественном туалете на железнодорожном вокзале этот самый Пит завербовал бежавшего из лагеря Софрона Ложкина. Все правильно, а где же шпионам еще вербовать советских граждан, не в фойе же Большого театра.Ложкин привел Пита к Папаше. Вот они голубчики.
Пит потребовал от Папаши полный комплект советских документов. У них.в иностранной разведке с настоящими советскими документами напряженка. Вот Пита и послали безо всего, там на месте разберешься и документами обзаведешься.
И пока шпион с Папашей что-то там маракует, Сергей идет по следу папашиной банды. Тем более, что Елена попала там под раздачу. Что-то не то в богемной своей компании сказала. А там пацаны серьезные, решили постановить на нож ее за базары не по делу. Но Сергей с соратниками их быстро всех повязал. И убийства раскрыл и девушку спас. А в качестве приятного бонуса заодно и шпиона Пита повязали. А что, МУР есть МУР !
И в конце Сергей и Лена идут под ручку на фоне Большого театра, на них падает романтический снежок. Лена все осознала и поняла, что работа у Сергея не грубая и грязная, как она раньше говорила, а опасная и сложная.