Найти тему

"Дело № 306" : первый советский супердетектив и хоррор в стиле Хичкока

"Дело № 306" : первый советский супердетектив и хоррор в стиле Хичкока

Середина 50-х,страна отходит от сталинских заморозков. Руководство МВД решает, что надо повышать авторитет органов внутренних дел, подорванный у партии и страны недавним бериевским руководством. Решено привлечь к этому делу мастеров искусства, в частности кинематографа. Кому-то из руководства МВД очень понравилась повесть Матвея Ройзмана "Берлинская лазурь". Вот по этой повести и решено ставить фильм. Режиссером назначен Анатолий Рыбаков, до этого он снял два фильма. Этот станет его самым знаменитым. Вначале сценарий пишет сам автор повести, но сценарная неопытность не позволяет ему в срок и качественно сделать сценарий и подключают опытного сценариста Сергея Ермолинского, которого только что освободил, как незаконно репрессированного. Он практически и создал из довольно заурядной повестушки Ройзмана шикарный сценарий "Дело № 306."

Сюжет начинается, расследование заурядного ДТП. Ночью на улице автомашина "Победа" под управлением неизвестной женщины сбивает пожилую учительницу Некрасову и постового милиционера, пытавшегося остановить нарушительницу. Постовой гибнет, учительница в тяжелом состоянии в больнице. Расследование поручают молодому оперуполномоченному капитану Мозарину.

Борис Битюков в роли Мозарина. Участник войны, дважды раненный. Выпускник легендарного "молодогвардейского" герасимовского курса во ВГИКе. В  "Молодой гвардии играл Ивана Земнухова.
Борис Битюков в роли Мозарина. Участник войны, дважды раненный. Выпускник легендарного "молодогвардейского" герасимовского курса во ВГИКе. В "Молодой гвардии играл Ивана Земнухова.

Руководит расследованием подполковник Градов, а помогает Мозарину эксперт Кравцова.

Опергруппа в сборе. Марк Бернес в роли Градова, Татьяна Пилецкая в  роли Кравцовой.
Опергруппа в сборе. Марк Бернес в роли Градова, Татьяна Пилецкая в роли Кравцовой.

В ходе расследования появляется подозреваемая, дочь профессора, владельца "Победы" представительница "золотой молодежи", молодая и наглая Людмила Иркутова.

Людмила Шагалова, сокурсница Битюкова. Валя Борц из "Молодой гвардии. Посмотрите какая красотка, чисто западный типаж,платиновая блондинка в супермодных очках "кошачий глаз".И кто скажет,что Мерилин Монро лучше ?
Людмила Шагалова, сокурсница Битюкова. Валя Борц из "Молодой гвардии. Посмотрите какая красотка, чисто западный типаж,платиновая блондинка в супермодных очках "кошачий глаз".И кто скажет,что Мерилин Монро лучше ?

Все улики против Иркутовой, можно задерживать и "крутить" по полной. Но Мозарин сомневается в виновности этой красотки.между ними даже возникает какая-то симпатия. А тем времен расследование принимает просто невероятный оборот. Заурядное ДТП оказывается хорошо спланированным умышленным убийством. И совершила его резидент иностранной разведки, бывшая нацистская преступница Магда Тотгаст, скрывающаяся под личиной заведующей аптеки Карасевой.

Валентина Токарская в роли Карасевой. Маски сброшены, вот она личина лютого врага.Токарская сама отсидела в лагере за измену Родине. Попала в окружение с фронтовой бригадой артистов, осталась на оккупированной территории, пошла служить в театр, играла для немцев.
Валентина Токарская в роли Карасевой. Маски сброшены, вот она личина лютого врага.Токарская сама отсидела в лагере за измену Родине. Попала в окружение с фронтовой бригадой артистов, осталась на оккупированной территории, пошла служить в театр, играла для немцев.

У нее была в подчинении целая группа. В том числе обычные уголовники, которых она использовала, что называется в "темную".

Вот они, пособники врага, налетчики Грунин, исп. Е Весник, и Башлыков, кличка "Чалдон", исп. Н.Хощанов. Эти уголовные преступники, спасая свою шкуру, нередко попадают в сети иностранной агентуры.
Вот они, пособники врага, налетчики Грунин, исп. Е Весник, и Башлыков, кличка "Чалдон", исп. Н.Хощанов. Эти уголовные преступники, спасая свою шкуру, нередко попадают в сети иностранной агентуры.

Фильм держит в напряжении до последнего кадра. Классический детектив, когда только в самом конце становится известно "кто же убил старушку". И становится это известно только на очной ставке, когда в кабинет Градова на инвалидном кресле въезжает выжившая учительница Некрасова и смотрит долгим ужасным взором на Карасеву. Знаменитая сцена. Чистый хоррор и нуар в стиле Хичкока.

Вот он этот полный ужаса взгляд в стиле Хичкока. Некрасова в исп. А.Войцик.
Вот он этот полный ужаса взгляд в стиле Хичкока. Некрасова в исп. А.Войцик.

Оказывается учительница во время войны находилась в концлагере, где Карасева, она же Магда Тотгаст, она же дочь белоэмигранта Куракина, работала вв том же концлагере ассистенткой у немецкого профессора, который проводил опыты на пленными советскими детьми. Получила 20 лет на Нюрнбергском процессе, но была выпущена американцами и отправлена шпионским резидентом в Москву. Там она устроилась в аптеку, которая стала передаточным пунктом, чтобы снабжать других агентов ядами и химикалиями, необходимыми для шпионской и диверсионной деятельности. В фильме этих подробностей нет, это из книги.

Фильм имел огромную популярность. Второе место по количеству зрителей,33,5 млн. в 1956 году. Да и потом не сходил с экранов кинотеатров и телевизоров.

Небольшая подробность, ходили сплетни, что именно на этом фильме завязался роман между любимцем женщин Марком Бернесом и молодой красавицей Татьяной Пилецкой. А к Пилецкой якобы питал слабость зять Хрущева Алексей Аджубей, который перед этим бросил ради дочери Хрущева Рады другую красотку Ирину Скобцеву. И якобы вследствие этой ревности могущественного Аджубея, карьера Бернеса, как киноартиста и как певца, была сильно затруднена. Правда Пилецкая все это не подтвердила.