Найти тему
Vella

«Охотник за разумом»: вы – звери, господа!

Оглавление

Однажды актриса Шарлиз Терон предложила режиссеру Дэвиду Финчеру почитать одну книжку. А Дэвид взял да и почитал – и чуть ли не тут же потянулся к камере. Потому что чтиво было не простое, а крышесносное – о маньяках, расследованиях и агентах ФБР. В общем, обо всем том, что Финчер так сильно любит еще со времен своих фильмов «Семь» и «Зодиак».

Да-да, Дэвид! Так и знай – блондинки тоже умеют читать!
Да-да, Дэвид! Так и знай – блондинки тоже умеют читать!

Книжка та называлась «Охотники за умами: ФБР против серийных убийц» и оказалась документальной, основанной на реальных допросах настоящих душегубов со стажем. В 2009 она, как я уже говорила, гуляла по рукам Терон и Финчера, пока эти двое в 2010 не объявили, что собираются ее экранизировать, выступив единым фронтом в качестве продюсеров.

Еще несколько лет ушло на то, чтобы определиться со «взлетной полосой» и «посадочной площадкой», в результате чего в 2015, после мытарств по студиям и каналам, права на будущий сериал «Охотник за разумом» перешли к Netflix и в 2016, наконец, стартовали сами съемки. В 2017 вышел первый сезон, в 2019 – второй, а поскольку вы, как и я, наверняка уже устали от дат и цифр, давайте перейдем к сюжету.

О чем?

Главные герои сериала – специальные агенты Холден Форд и Билл Тенч из Америки конца 70-х годов – в стенах ФБР создают новый отдел для более детального и основательного изучения серийных убийц. Им берется помогать профессор психологии Венди Карр, которая заступается за коллег перед начальством, убеждая вышестоящие чины, что Форд и Тенч не просто катаются по окружным тюрьмам, а действительно занимаются нужным и важным делом во благо налогоплательщиков.

– Тенч, как думаешь, мне пойдет тюремная роба? – Не, Форд. Она будет тебя полнить...
– Тенч, как думаешь, мне пойдет тюремная роба? – Не, Форд. Она будет тебя полнить...

Смысл работы агентов сводился к опросам находящихся в заключении преступников с целью классифицировать их поведение. Постижение образа мыслей маньяков должно было в дальнейшем помочь в раскрытии похожих уголовных дел. Так что благодаря этим трем героям (у которых имеются реальные прототипы) в обиход следователей внедрились новые термины – такие, как криминальная психология и профилирование, ныне известные не только каждому копу, но и любому заядлому киноману.

Для кого?

Это сериал для фанатов творчества Дэвида Финчера. Для любителей маньяков всех мастей. Для знатоков психических патологий и их клинических проявлений. Для почитателей вдумчивого кино, где неспешный диалог в кадре в разы ценней навороченной экшн-сцены.

А на диалогах, кстати, практически целиком построен весь первый сезон. И эти беседы вполне конкурентоспособны по степени воздействия на зрителя, поскольку порой вызывают запредельный ужас – ведь серийные убийцы, представленные в кадре, целиком срисованы с реальных личностей, в то время, как разговоры с ними – это выдержки из записанных интервью. Создатели сериала так заморочились, что для отбора на роли маньяков организовали даже более строгий кастинг: актеры должны были внешне максимально походить на своих персонажей.

– И вот я такой достаю бензопилу и спрашиваю ее "а ты курицу разделывать умеешь?"
– И вот я такой достаю бензопилу и спрашиваю ее "а ты курицу разделывать умеешь?"

Зачем?

Чего ради зрителям смотреть сериал про маньяков? – Ну, тут уж пускай каждый решает сам!.. Лично мне, было очень интересно: что превращает человека в зверя? Как формируется жестокость – на уровне генов или иным образом?.. Ради ответов герои скрупулезно пытаются поставить себя на чужое место и добросовестно стараются разглядеть в монстре личность. На деле же получается, что люди с отклонениями – это в большинстве случаев продукты воспитания, обстоятельств и общества, которое их угнетает, а то и вовсе выкидывает из своих стройных рядов.

Но тут есть и другая сторона медали – насколько пагубно влияние стереотипов? Составление психологического портрета и слепое следование ему сильно ограничивает круг поисков, а ведь, как всем нам известно, в каждом правиле есть свои исключения. На это шоуранеры намекают зрителю уже во втором сезоне, где действие выходит за границы тюремных стен: Форд и Тенч берутся за реальное расследование о массовом исчезновении детей – около 30 жертв за 2 года, с 1979 по 1981.

- Ой, фсё!.. Пойду лучше на слесаря учиться... электрика или водопроводчика!
- Ой, фсё!.. Пойду лучше на слесаря учиться... электрика или водопроводчика!

Вообще сезоны получились довольно разные по настроению и динамике. Первый – герметичный и замкнутый, а второй – более всеобъемлющий, открывающий новые темы для обсуждения: тут вам и расизм, и халатность, и бюрократия, и сексуальные домогательства. Полный букет!

Что дальше?

А дальше – туманность ожидания. Ибо Netflix отложил производство третьего сезона на неопределенный срок и даже не стал продлевать контракты с актерами проекта, предоставив им полную свободу для маневров и участия в других картинах. Во многом это решение связано с тем, что Дэвид Финчер ведет работу над фильмом «Манк» все для того же Netflix и продюсирует второй сезон сериала-антологии «Любовь, смерть и роботы» (если мне хватит храбрости – я соберусь с силенками и о нем напишу). Потому будем надеяться, что все сопричастные лица через пару лет все же воссоединятся ради продолжения увлекательной и леденящей кровь истории «Охотника за разумом».

ПС. После Финчера вполне можно переключиться на другого режиссера, любящего запугивать зрителя – на Найта Шьямалана, который тоже взялся за производство сериалов и в 2019 году гостеприимно пригласил всех в свой «Дом с прислугой».