Многие японские доспехи приковывают взгляд и завораживают одним лишь своим внешним видом. Мелкие пластинки, покрытые лаком, обильная шелковая шнуровка, часто образующая разноцветные замысловатые узоры, декоративные накладки - все это выглядит не по военному роскошно и невольно заставляет усомниться в практичности и эффективности подобной брони. Немало дров в костер романтизации японского военного дела "подбрасывают" и музейные экспозиции, по большей части состоящие из парадных и кабинетных японских доспехов. Нет ничего удивительного в том, что наиболее распространенные и максимально утилитарные типы защиты японских воинов совершенно незаслуженно находятся в тени этого великолепия. Ранее в своем блоге я уже подробно рассказывал о "классических" японских доспехах, но нелишним будет вновь упомянуть, что дорогие о-ёрой и до-мару были, по сути, штучным товаром для богатых самураев, а внешне неприглядные хараатэ и кавацудзуми - составляли бОльшую часть защитного вооружения в любом войске Страны Восходящего Солнца. Однако, ни один из рассмотренных мной ранее доспехов не может сравниться в степени своей распространенности с героем сегодняшней статьи - окэгава-до! Название статьи выбрано мной не случайно: именно этот доспех японские оружейники производили ДЕСЯТКАМИ ТЫСЯЧА как для богатых самураев, так и для нищих пехотинцев-асигару (по большей части для них)).
Название "окэгава-до" дословно переводится как "кираса-бочка". Как и почти вся японская доспешная терминология, эти слова описывают технологию изготовления доспехов. Дело в том, что окэгава-до собирали из широких металлических полос. Другими словами, это - ламинарный доспех. Первыми подобными доспехами в Японии стали мару-до в XIV веке и могами-до - в XV. Однако, к концу XV века японские оружейники совершили настоящий технологический прорыв - полностью отказались от шнуровки при сборке кирасы. Сегменты окэгава-до соединялись посредством заклепок, причем - намертво, готовая кираса не имела подвижных частей. Вероятно, сами оружейники увидели в этой технологии очевидное сходство с изготовлением бочки - отсюда и название.
Отдельно стоит выделить, что окэгава-до по японской типологии - это первый из "современных" доспехов тосэй гусоку. Таким образом, именно способ сборки стал "водоразделом" между "классическими" и "современными" японскими доспехами. Вместе с этим, "современные" доспехи получили новые названия для своих составных частей. Не буду утомлять вас и отмечу лишь основные из них:
1. Верхняя пластина передней части кирасы, к которой крепились плечевые ремни, теперь называлась они-дамари (в "классических" доспехах - муна-ита).
2. Похожая пластина, но на спине - боко-но-ита (ранее - кюби-но-ита).
3. Передняя секция кирасы получила общее название ёрой-но-саки, задняя - ёрой-но-атэ.
4. "Разрез" кирасы (традиционно он располагался на правом боку) - хикиавасэ, шнур для его крепления - куридзимэ-но-о.
5. Традиционная "юбка" (кусадзури) была переименована в гэссан.
Большинство окэгава-до - это двухсекционные кирасы на разборном шарнирном соединении на левом боку. Единственные тканевые крепления в них - это плечавые ремни ватагами и шнуры, крепящие секции гэссан (чаще всего, их было восемь: три спереди и сзади и по одной по бокам) к нижнему краю кирасы. Также, шнуровку зачастую имели и секции гэссан, ведь их часто добавляли к новым доспехам от старых ламинаров.
Внимательный читатель уже мог заметить, что поверхность окэгава-до кажется полностью монолитной. Само собой, на деле это не так: пластины крепили друг к другу внахлест, а головки заклепок были хорошо видны. Однако, готовую кирасу покрывали очень толстым слоем лака (погода на Японских островах - не сахар), скрывающим все "неровности" конструкции. Потому, чаще всего, окэгава-до успешно "маскируется" под аналог европейской кирасы из двух частей.
Здесь же стоит развеять любые спекуляции на тему "заимствования" японцами подобных доспехов у европейцев. Как я и писал в предыдущих статьях, все предпосылки для появления подобных доспехов в Японии имелись уже в начале XV века. Таким образом, можно проследить за процессом эволюции японских корпусных доспехов: ламелляр с обильной шнуровкой - ламинар с обильной шнуровкой, имитирующий ламелляр - ламинар на редкой шнуровке - сегментированная кираса на заклепках. Все прочие корпусные доспехи стоит рассматривать либо как ответвление одного из "этапов эволюции", либо как технологии, появившиеся параллельно основному процессу... либо как заимствование)
Сразу же после своего появления, окэгава-до вытесняет большинство других видов корпусных доспехов и становится главным (боевым, это важно) типом корпусной защиты воина. Окэгава-до носили все: от дайме, переживавшего, что бравые самураи врага таки смогут добраться до него, до последнего асигару. Этим фактором и обусловлены огромные различия разных экземпляров таких доспехов. Массовую броню для пехотинцев производили из дешевой стали (иногда некоторые сегменты вообще могли быть кожаными), и она не отличалась великолепными защитными свойствами, зато - была очень легкой и удобной. "Штучные" доспехи для богатых воинов же, наоборот - делали из толстых пластин и богато украшали. Более того, окэгава-до считался одним из видов противопульных доспехов, и дорогие экземпляры перед продажей в обязательном порядке тестировались на пробитие из аркебузы теппо (зачастую - на глазах покупателя, дабы избежать подозрений в подделке пулевой пробы). Как вы понимаете, к массовым доспехам это не относилось: они пулю не держали.
Пожалуй, самое любопытное в окэгава-до то, что он стал не только самым массовым японским доспехом всех времен, но и "униформой" японской пехоты. На большинстве боевых доспехов сохранились моны (гербы) японских даймё, служивших пехотинцу опознавательным знаком. Таким образом, японцы еще в середине XVI века одними из первых полностью унифицировали защитное снаряжение своих солдат.
В конце отмечу, что, несмотря на прекрасные защитные свойства, удобство и неприхотливость окэгава-до, его век оказался короток. Уже в начале XVII века войны на территории Японских островов кончились, и началась мирная эпоха Эдо. Внешним видом "кираса-бочка" никак не могла тягаться с другими, более презентабельными, доспехами, и потому - популярным "кабинетным" доспехом она так и не стала. Увы, даже сегодня эта ситуация не меняется: красивые, но бессмысленные в бою "парадные" ламелляры выставляют в музеях как "настоящие доспехи самураев", а многочисленные окэгава-до продают на мало кому известных азиатских аукционах за копейки. На этой грустной ноте я и закончу. Большое спасибо, надеюсь, было интересно!