Найти в Дзене
Смотри в оба!

«Электрический» стул Уильяма Касла. Устройства, которыми режиссёры пугают зрителей

Оглавление
Фрагмент постера к фильму «Тинглер» / Фото: kinopoisk.ru
Фрагмент постера к фильму «Тинглер» / Фото: kinopoisk.ru

А мы продолжаем рассказывать о технических приспособлениях, которые применяли и переменяют в разных модификациях режиссёры в кинотеатрах, для того, чтобы щекотать зрителям нервы. Первую часть читайте по этой ссылке. А заключительную тут.

...Была у Уильма Касла ещё одна мистификация, связанная с интерактивностью. В 1961-м на экраны вышел «Мистер Насмешник» (Mr. Sardonicus). И опять режиссёр перед началом сеанса поприветствовал зрителей, затем предложил им просмотреть старомодную историю про упырей. За пять минут до развязки Касл вновь появился на экране и предложил проголосовать за дальнейшую судьбу антигероя при помощи фосфорических табличек, выданных вместе с билетом. На плотной бумаге была нарисована сжатая кисть с оттопыренным большим пальцем, и зритель, как древнеримский император, решал – казнить или помиловать. Заранее записанный на плёнку Касл с экрана делал вид, что считает таблички в зрительном зале и выносит вердикт. Всегда один и тот же, несмотря на то что рекламная кампания фильма убеждала всех в существовании второго финала. Зрители не проверяли, ведь большинство из них действительно хотело именно такого конца.

Самым же умопомрачительным экспериментом фантазёра Уильяма можно считать картину «Тинглер» (The Tingler) (в России известна под названием «Вибратор»), которая вышла в прокат в тот же год, что «Дом ночных призраков». По сюжету врач-патологоанатом помимо судебной экспертизы занимается ещё и изучением природы страха. По его мнению, страх – это не какое-то психологическое или абстрактное понятие, а вполне себе физическое и осязаемое существо. Зарождается оно в спинном мозге каждого человека, когда тот боится, и очень быстро растёт, потому способно даже поломать позвоночник и убить своего хозяина, если не остановить его криком. Касл вновь предупреждает с экрана: «Вовремя изданный вопль может спасти вашу жизнь».

Назвал доктор своё научное открытие тинглером, только вот доказать его реальное существование ему никак не удавалось. Пока одна напуганная и не смевшая закричать особа (она была глухонемой) не приказала долго жить – её тинглер вырвался на волю. В этот момент действие фильма происходило в кинотеатре – тинглер буйствовал, персонажи кричали, экран гас и голос из динамиков говорил о том, что монстр случайно попал в этот зал, бежать нельзя, остановить его можно только криком. Люди, находящиеся на просмотре, кричали вместе с персонажами картины. Эффекта добавляла техническая хитрость Касла – в спинки кресел были вмонтированы специальные устройства. В этом месте источники расходятся во мнениях: одни утверждают, что это был вибрирующий электромоторчик, другие настаивают, что – проводники, обеспечивающие слабый разряд электрического тока. В любом случае, дополнительные ощущения у ничего не подозревавших зрителей в том самом месте, где должно было жить тинглеру, появились у каждого человека, и их нервы давали сбой. Зал неистово орал. В этот момент экран снова загорался, и смотрящим становилось понятно, что это было обращение к зрителям в фильме, а не в зале. Некоторые очевидцы утверждали, что никогда так не боялись в своей жизни, как в тот момент, когда гас свет на экране. Но они же уверяли, что никогда так не хохотали, как в минуты, когда экран вновь вспыхивал и они понимали: их круто надули. Это ноу-хау режиссёр назвал Percepto, что с латинского переводиться как «восприятие».

Тот самый "электрический стул" из кинотеатра Уильяма Касла / Фото: qwe.wiki
Тот самый "электрический стул" из кинотеатра Уильяма Касла / Фото: qwe.wiki

Неизвестно, повлияли ли эксперименты Уильяма Касла на внедрение систем всякого рода дрожания в современных кинотеатрах, но сегодня совершенно обыденными являются басшейкеры (Bass Shaker) – низкочастотные динамики под креслом в зрительном зале, обеспечивающие вибрацию в экшен-сценах. Ещё дальше пошли системы D-BOX – кресла, которые не просто вибрируют, а двигаются вместе со зрителем в такт движениям на экране. Удовольствие весьма сомнительное, особенно когда повествование ведётся не от первого лица и понять логику движения высокотехнологического стула не представляется возможным.

Считаете, что это приспособление могло бы вас напугать?

Продолжение следует... тут и тут.

Алексей Двоеглазов

Друзья, если вам понравилась статья – ставьте палец вверх, делитесь текстом в соцсетях и подписывайтесь на мой канал, нажав на эту ссылку. Спасибо!

Возможно вас заинтересуют и другие мои материалы:
«Джонни, сделай мне монтаж!». Меняем кино до неузнаваемости с помощью «ножниц»
Почему фэйковое кино стало таким популярным
Как реагировать на спойлеры и тех, кто их распространяет