Некогда один из самых горячих и быстрорастущих брендов в США, Burgerim превратился в обломки сети ресторанов fast food. Его основатель покинул Америку, оставив после себя разорившихся франчайзи, которых в свое время привлекала стоимость франшизы.
В середине декабря 2019-го Бургерим сообщил своим партнерам, что рассматривает возможность банкротства. Был нанят адвокат по делам о несостоятельности. Все коммуникации компании с внешним миром были прекращены. Кроме одного, если на контакт выходил потенциальный франчайзи, намеревающийся узнать, сколько стоит франшиза.
Владельцем франшизы Burgerim можно стать в любой момент, даже во время процедуры банкротства…
Несмотря на начатую процедуру банкротства, рекламная кампания Burgerim продолжалось. Появилось даже новое видео, сделанное «Foodgod» - влиятельной личностью в соцсетях и другом Ким Кардашьян (Джонатан Чебан).
Эксперты издания «Restaurant Business» уже опубликовали свое заключение. В том, что начав процедуру банкротства, сеть продолжает рассказывать о том, сколько стоит купить франшизу, как выгодно работать в дружной команде, нет ничего удивительного.
Специалисты уверены, что именно для этого и был создан Burgerim - быстро продать побольше франшиз, привлечь в бизнес людей. Все остальное не имеет значения.
Сотрудники компании и франчайзи, которых привлекла цена франшизы, рассказывают о крайне агрессивной и непродуманной стратегии организации. Поразительно, но им удалось уговорить более 1200 человек совершить покупку «бизнес-модели», отдав десятки тысяч долларов.
Беспрецедентно «выгодная» цена франшизы и «удобные» условия работы
Большинство из франчайзи Бургерим оказались неподготовленными к ведению ресторанного бизнеса людьми. Это были учителя, повара, бухгалтеры, полицейские, инженеры, ветераны боевых действий. Продуманный маркетинг и использование психологических наработок, дополненные информацией о том, сколько стоит франшиза – позволили привлечь к работе даже профессионалов из сферы недвижимости.
Многие из партнеров использовали все средства со своих сберегательных и пенсионных счетов, чтобы заплатить паушальный взнос. Но так и не получили даже малой толики Американской мечты.
Вместо готового к работе пакета документов, обеспечивающего работоспособность бизнес-модели, все они получили:
- торговую марку, которая пыталась конкурировать с самыми известными брендами фастфуда;
- запутанную систему управления бизнесом;
- давление со стороны франшизодержателя, вынуждавшего их брать кредиты;
- неподъемные расходы на строительство новых объектов или оплату высокой арендной платы.
Правда, был и еще один положительный момент - отсутствие необходимости перечислять роялти. Нет, в договоре, там, где указывалась стоимость франшизы, оговаривался размер роялти и сроки ее оплаты. Вот только никто в компании-франшизодержателе не занимался контролем оборота франчайзи, начислением роялти.
Как в сказке, чем дальше, тем удивительнее…
На данный момент эксперты так и не выяснили, на чем же основывался стремительный взлет Burgerim. Такое вот «МММ» по-американски и с уклоном в сторону фастфуда.
В 2015 году у компании не было франчайзи. В 2016-м году - всего несколько, которых явно привлекала стоимость франшизы. К концу 2019 года, когда бренд рухнул, уже было подписано более 1200 франчайзинговых соглашений.
Бургерим свое расширение начал с хорошей еды. Был разработан высококачественный бренд. Фирменный стиль оформления заведений отличал современный дизайн.
Франшизодержатель ежедневно получал от 20 до 300 заявок от предпринимателей, которых интересовала франшиза: стоимость, якобы готовой к работе бизнес-модели, была дополнительным положительным фактором.
«Они просто выстроились в очередь», - рассказывал один из менеджеров Burgerim по работе с франчайзи. «Я никогда не видел ничего подобного»
Эксперты «Клуба Франчайзеров» обращают внимание на еще одну особенность успешной рекламной кампании. Продвижение осуществлялось через Facebook и Instagram.
В объявлениях было написано «БЕЗ НЕОБХОДИМОГО ОПЫТА». Именно заглавными буквами. Указывалось, сколько стоит франшиза – покупателям предлагалось заплатить 50 тысяч $, чтобы чуть ли не «завтра» стать владельцем ресторана.
Более того, первое время в условиях эффективного развития бизнеса даже не указывалось на необходимость первоначального инвестирования средств. Правда, потом появилась цифра в 100 тысяч долларов.
Агрессивные стратегии продаж
Несмотря на достаточно агрессивную стратегию продажи бизнес-модели, Burgerim нашел способ смягчить опасения своих потенциальных партнеров. Им гарантировался возврат денег.
Франчайзи мог аннулировать свой франчайзинговый договор, если не мог найти за полгода места для обустройства ресторана. Вся стоимость франшизы возвращалась в течение 9 месяцев.
По словам генерального директоры FranchiseGrade.com, в Burgerim прекрасно осознавали, что предлагаемая бизнес-модель и ее стоимость являются лишь средствами получения дохода за счет платы за франшизу. И все…
Секрет «успеха» - всестороннее «соблазнение» клиента
Бургерим удалось заманить в свою сеть тысячи франчайзи, объединив четыре тактики:
- презентация интересной концепции развития с хорошей едой;
- набор неопытных франчайзи;
- заявленная гарантия возврата денег;
- агрессивные торговые представители, часто игнорировавшие правила франчайзинга.
Нет сомнений, что когда поутихнет скандал, связанный с банкротством Burgerim и тысяч франчайзи, опыт успешного продвижения франчайзера необходимо изучить. Ведь это все произошло не где-нибудь, а в США.
К тому же, всего за 3 года работы было заключено 1200 франчайзинговых соглашений. А ведь стоимость франшизы нельзя назвать «подъемной» для любого гражданина Америки. К тому же, традиционная франчайзинговая модель чаще всего не получает ни одного франчайзи в течение первого года работы.