Найти тему

Это странное слово «любовь». Часть 1

Эта статья – прежде всего для молодых. Есть ли на свете человек, который бы в юном возрасте не помышлял о любви? О любви написаны тысячи книг, сняты тысячи фильмов. Попробуйте вспомнить какое-нибудь художественное произведение, где не было бы «любовной темы»! Но что значит слово «любовь» в Церкви? Христиане его понимают точно так же, как «обычные люди» - или все-таки по-другому?

Нет, в этой статье я не буду писать про греховность половой жизни до и вне брака – это и так известно и, как говорится, не нуждается в комментариях (хотя, как показывает жизнь, нуждается в непрестанном повторении). Моя задача другая – показать, что слово «любовь» в миру и в Церкви – это несколько разные вещи.

Прежде всего – что такое любовь в обычном житейском понимании? Это чувство. Чувство, доступное всем и каждому. «Это чувство знают даже кошки», как иронично писал Есенин. Если мы любим человека – значит, он нам приятен, мы хотим проводить с ним больше времени. Если не любим – стараемся от него отгородиться.

А в Церкви? Вот вам пример. Митрополит Антоний Сурожский как-то вспоминал, что у него на приходе – когда он еще был священником – был человек, который крайне был ему неприятен (что вообще сложно представить, зная, кто такой владыка Антоний). И что же сделал священник? А он стал, напротив, больше общаться с ним, помогать ему. И постепенно – при помощи Божией, конечно – это чувство неприязни, отчуждения – прошло! Для мирской логики это процесс необъяснимый, а вот в церковную логику он очень точно укладывается. Потому что любовь в представлении церкви – это не чувство, а состояние человеческой воли.

Наша воля может быть направлена на разные вещи. К сожалению, разум и сердце направляют эту волю только к тому, что для них приятно и необременительно. В Библии говорится о «падшем» или о «ветхом» человеке. И каждый из нас – как раз такой падший и ветхий человек, пока живет обычной жизнью. Потому что, как пишет пророк Давид, «во гресех роди мя мати моя». Наше существо с рождения уже испорчено грехом, мы не рождаемся невинными ангелочками. Посмотрите на детей. Как мы их воспитываем? Мы стараемся привнести в их жизнь только добро, но, как только им исполняется два (а иногда и раньше) годика, они начинают капризничать, требовать, драться. Отчего это? Разве мы их всему этому научили? Нет. Это – падший человек.

Но Церковь как раз и была создана Богом, чтобы исцелить падшего человека. Новая жизнь, принесенная Христом («Я пришел, чтобы имели жизнь, и имели с избытком»), как раз и дается человеку, чтобы он вышел из своей падшести, сменил «ветхого» человека на «нового», как пишет апостол Павел. И одну из ключевых ролей в этой смене играет как раз любовь.

Продолжение - в следующей статье.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, распространяйте в соцсетях!