Талантливый человек все равно выплеснет свою энергию в созидание. Если бы не травма, может быть, это были бы совсем не картины…
Яркая, необычная, самобытная и до сих пор очень популярная мексиканская художница Фрида Кало родилась 6 июля 1907 года.
В 6 лет Фрида переболела полиомиелитом, в результате которого ее правая нога стала тоньше левой на несколько сантиметров. В детстве у нее было прозвище «деревянная нога». Но постоянные издевки сверстников только закалили ее характер. Назло всем не привыкшая унывать девочка, превозмогая боль, играла с ребятами в футбол, ходила на плаванье и даже на занятия по боксу. Она научилась грамотно маскировать свой недостаток. В этом ей помогали длинные юбки и надетые поверх друг друга чулки.
В детские годы Фрида грезила профессией врача. В 15 лет она поступила в Национальную подготовительную школу, в которой на протяжении нескольких лет изучала медицину. Фрида была одной из 35 девушек, которые получали образование наравне с тысячами юношей.
В 18 лет с ней произошло событие, перевернувшее ее жизнь с ног на голову. Автобус, на котором она возвращалась домой, столкнулся с трамваем. Металлические перила вонзились девушке в живот, проткнули матку и вышли в паховой области, позвоночник сломался в трех местах, а ногу не спасли даже три чулка (конечность поломалась в одиннадцати местах).
Три недели Фрида пролежала в больнице без сознания. Несмотря на заявление врачей о том, что полученные травмы не совместимы с жизнью, отец не отходил от дочери ни на шаг. Глядя на обвитое гипсовым корсетом неподвижное тело Фриды, он считал победой каждый ее вдох и выдох.
Когда она пришла в себя, то уговорила своего отца фотографа Гильермо Кало прикрутить к кровати специальный мольберт, чтобы рисовать лежа, а к стене напротив прибить зеркало. На долгие месяцы мир Фриды сжался до одной комнаты, а главным предметом изучения стала она сама.
«Мне есть теперь ради чего жить. Ради живописи»,- говорила она. Первой ее картиной был автопортрет, что навсегда определило творчество: «Я пишу себя, потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего».
Еще в годы учебы Фрида познакомилась со своим бедующим мужем – мексиканским художником Диегой Риверой. 22 – летняя девушка стала законной супругой 43 – летнего живописца. Брак Диего и Фриды современники в шутку называли союзом слона и голубки (знаменитый художник был намного выше и толще супруги). Мужчину дразнили «принцем жабой», однако ни одна женщина не могла устоять перед его обаянием.
Сближало супругов не только искусство, но и общие коммунистические убеждения. Их бурная совместная жизнь стала легендой. Спустя много лет Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна – когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего».
Фрида Кало любила жизнь. И эта любовь как магнитом притягивала к ней людей. Мучительные физические страдания, поврежденный позвоночник постоянно напоминали о себе. Но она все равно находила в себе силы развлекаться от души и широко кутить.
Периодически Фриде Кало приходилось ложиться в больницу. Фрида прошла больше тридцати операций за свою жизнь.
Поразителен контраст между ее импульсивным и жизнерадостным образом и проникнутыми ощущением безысходностью картинами. По словам самой Фриды, за шиком красивых одеяний и лоском вычурных фраз скрывалась ее покалеченная душа, которую она являла миру только на холсте.
Фрида Кало стала первой латиноамериканской художницей, стоимость произведений которой превысили 1 миллион долларов. В 2016 году картина Кало «Две обнаженные в лесу» на торгах аукциона Christie’s была продана за 8 миллионов долларов, что стало рекордом для работ латиноамериканских художников.