В Астраханском Казачьем Войске, как и в других казачьих войсках, большое внимание уделялось вопросам развития образования. Первые станичные училища открылись во времена, когда еще были живы Пушкин, Лермонтов, Глинка, император Николай I. Тогда даже в городах учебных заведений было очень мало, а в сельской местности они были большой редкостью.
Астраханские казаки очень любили детей. В семьях было от 5 до 8 девочек и мальчиков-казаков. У казаков не было приютов, не было бросовых детей. Все дети жили в семьях. Если в семье 8 детей - не помешает и девятый, десятый.
На детей не кричали, не оскорбляли, не обзывали взрослые казаки. Это было богобоязненно. Дети учились в церковно-приходской школе и выполняли обязательные поручения по подворью, на плантациях, сенокосе вместе с отцом-казаком и матерью-казачкой. Старики были в почете и с возрастом ограничивались в делах по дому и хозяйству. Всю тяжесть труда по хозяйству брал на себя отец-казак и мать-казачка по дому и воспитанию детей.
В училищах войска уже в середине XIX в. начали обучаться и девочки. Все это привело к тому, что уровень грамотности казачьего населения был значительно выше, чем у крестьян России.
В 1893 году 47% населения войска было грамотным, в том числе, 64% мужчин и 33% женщин. Говоря о грамотности того времени, имеется ввиду начальное или неполное начальное образование, в основном, умение читать, писать и считать. В астраханском войске в 1830 году в целях повышения образования был создан казачий пансион для детей, обучавшихся в гимназии и реальном училище. По окончании пансиона обучение продолжалось в военных училищах, семинариях и других учебных заведениях.
Всего с 1830 по 1911 год пансион окончило 374 человека, в том числе 269 детей офицеров и чиновников войска и 105 детей урядников и казаков (т.е. один-два простых казака в год). Военное образование наши казаки получали: за счет войска в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе обучалось 8 кадет и 2 за казенный (государственный) счет. Окончившие кадетский корпус поступали в Николаевское Кавалерийское училище, откуда выпускались офицерами. Казаки, пользующиеся низшими правами по образованию, для получения офицерского чина поступали в Оренбургское казачье юнкерское училище.
Для подготовки станичных учителей имелось 3 войсковых стипендии в Вольской учительской семинарии, а для подготовки станичных фельдшеров имелось по одной стипендии в Московской и Киевской военнофельдшерских школах. Выплачивались также по 4 стипендии в Саратовской и Астраханской ремесленных школах. Для женского образования имелись стипендии в Астраханском институте благородных девиц и 10 стипендий в Астраханской женской гимназии (все это для офицерских дочерей).
Для девочек казачьего сословия было 3 стипендии в Астраханском и Саратовском епархиальном училище (его выпускницы, как правило, становились женами священнослужителей и могли преподавать в церковноприходских школах).
Для них имелось также две стипендии в Казанской женской учительской школе и 3 стипендии в Астраханской казенной повивальной школе (готовившей акушерок).
Руководство Астраханского Казачьего Войска постоянно стремилось повышать уровень культуры казачьего населения доступными для того времени средствами.
Во всех казачьих станицах уже в XIX веке создавались станичные библиотеки, которые бесплатно выдавали книги для чтения на дом. Книг в библиотеках, по тому времени, было довольно много. Были книги на религиозные, исторические темы, а также много художественных книг самых выдающихся писателей. Выписывались отдельные журналы, например, «Нива» с приложениями. В первой половине 80-х годов прошлого века возникли народные чтения, в основном, художественной литературы.
О значении, придаваемом этим чтениям, говорит тот факт, что список чтецов представлялся самому наказному атаману (он же губернатор), а программа чтений утверждалась инспекторами училищ. Кстати, наказной атаман войска был почетным членом советов библиотек в каждой станице.
С 1903 года для народных чтений началось снабжение станичных училищ (чтения производились в их помещениях) волшебными фонарями с туманными картинами.
В 1911 году на складе атаманского станичного училища (из которого шло снабжение других станиц) имелось 223 серии на различные сюжеты, состоящие из 3315 туманных картин. Картины постоянно перемещались из одной станицы в другую.
В начале века широкую практику получила организация платных спектаклей силами учителей, медицинских работников и местной молодежи. Ставились пьесы А.Н. Островского: «Бедность не порок». «Свои люди - сочтемся», «Не так живи как хочется», А.П. Чехова «Медведь», «Юбилей» и другие. В торжественные дни практиковались выступления хоров (включая детские), декламация стихов. Особый пласт казачьей культуры - песня. Песня сопровождала казака в походе, на работе, на отдыхе, во время праздников и торжеств. Особо почетным считалось участие в церковном хоре. Большим авторитетом пользовались и запевалы в сотнях и взводах. Песня играла исключительную роль в воспитании лучших качеств казака, боевых традиций, верности Родине, сопричастности к делам своих славных предков, их заветам, в познании истории казачества, его воинских подвигов. Песня объединяла казаков, учила жизни, звала к совершению дел, достойных казака. Пели все и учились этому постепенно, сначала слушая и вдумываясь, затем подпевая и уже став взрослым становились полноправными участниками поющих.
Придавая огромное значение песне в воспитании казаков, Военное Министерство России предписало в 1902 году всем наказным атаманам казачьих войск произвести запись песен во всех станицах. По распоряжению астраханского наказного атамана была создана специальная комиссия. Непосредственно сбором песен занимался подъесаул Догадин (впоследствии полковник, расстрелянный в годы советской власти), объехавший все станицы казачьего войска и, на появившемся тогда восковом графофоне, записал около 300 песен. Оказалось, что некоторые песни поются во всех станицах, а другие - в отдельных станицах или группе станиц.
В АКВ, как и в других казачьих войсках, большое внимание уделялось вопросам развития образования. Первые станичные училища открылись во времена, когда еще были живы Пушкин, Лермонтов, Глинка, император Николай I. Тогда даже в городах учебных заведений было очень мало, а в сельской местности они были большой редкостью.
Астраханские казаки очень любили детей. В семьях было от 5 до 8 девочек и мальчиков-казаков. У казаков не было приютов, не было бросовых детей. Все дети жили в семьях. Если в семье 8 детей - не помешает и девятый, десятый.
На детей не кричали, не оскорбляли, не обзывали взрослые казаки. Это было богобоязненно. Дети учились в церковно-приходской школе и выполняли обязательные поручения по подворью, на плантациях, сенокосе вместе с отцом-казаком и матерью-казачкой. Старики были в почете и с возрастом ограничивались в делах по дому и хозяйству. Всю тяжесть труда по хозяйству брал на себя отец-казак и мать-казачка по дому и воспитанию детей.
В училищах войска уже в середине XIX в. начали обучаться и девочки. Все это привело к тому, что уровень грамотности казачьего населения был значительно выше, чем у крестьян России.
В 1893 году 47% населения войска было грамотным, в том числе, 64% мужчин и 33% женщин. Говоря о грамотности того времени, имеется ввиду начальное или неполное начальное образование, в основном, умение читать, писать и считать. В астраханском войске в 1830 году в целях повышения образования был создан казачий пансион для детей, обучавшихся в гимназии и реальном училище. По окончании пансиона обучение продолжалось в военных училищах, семинариях и других учебных заведениях.
Всего с 1830 по 1911 год пансион окончило 374 человека, в том числе 269 детей офицеров и чиновников войска и 105 детей урядников и казаков (т.е. один-два простых казака в год). Военное образование наши казаки получали: за счет войска в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе обучалось 8 кадет и 2 за казенный (государственный) счет. Окончившие кадетский корпус поступали в Николаевское Кавалерийское училище, откуда выпускались офицерами. Казаки, пользующиеся низшими правами по образованию, для получения офицерского чина поступали в Оренбургское казачье юнкерское училище.
К 1910 году в высших учебных заведениях войско содержало две стипендии для окончивших гимназии и реальное училище.
Для подготовки станичных учителей имелось 3 войсковых стипендии в Вольской учительской семинарии, а для подготовки станичных фельдшеров имелось по одной стипендии в Московской и Киевской военнофельдшерских школах. Выплачивались также по 4 стипендии в Саратовской и Астраханской ремесленных школах. Для женского образования имелись стипендии в Астраханском институте благородных девиц и 10 стипендий в Астраханской женской гимназии (все это для офицерских дочерей).
Для девочек казачьего сословия было 3 стипендии в Астраханском и Саратовском епархиальном училище (его выпускницы, как правило, становились женами священнослужителей и могли преподавать в церковноприходских школах).
Для них имелось также две стипендии в Казанской женской учительской школе и 3 стипендии в Астраханской казенной повивальной школе (готовившей акушерок).
Руководство Астраханского Казачьего Войска постоянно стремилось повышать уровень культуры казачьего населения доступными для того времени средствами.
Во всех казачьих станицах уже в XIX веке создавались станичные библиотеки, которые бесплатно выдавали книги для чтения на дом. Книг в библиотеках, по тому времени, было довольно много. Были книги на религиозные, исторические темы, а также много художественных книг самых выдающихся писателей. Выписывались отдельные журналы, например, «Нива» с приложениями. В первой половине 80-х годов прошлого века возникли народные чтения, в основном, художественной литературы.
О значении, придаваемом этим чтениям, говорит тот факт, что список чтецов представлялся самому наказному атаману (он же губернатор), а программа чтений утверждалась инспекторами училищ. Кстати, наказной атаман войска был почетным членом советов библиотек в каждой станице.
С 1903 года для народных чтений началось снабжение станичных училищ (чтения производились в их помещениях) волшебными фонарями с туманными картинами.
В 1911 году на складе атаманского станичного училища (из которого шло снабжение других станиц) имелось 223 серии на различные сюжеты, состоящие из 3315 туманных картин. Картины постоянно перемещались из одной станицы в другую.
В начале века широкую практику получила организация платных спектаклей силами учителей, медицинских работников и местной молодежи. Ставились пьесы А.Н. Островского: «Бедность не порок». «Свои люди - сочтемся», «Не так живи как хочется», А.П. Чехова «Медведь», «Юбилей» и другие. В торжественные дни практиковались выступления хоров (включая детские), декламация стихов. Особый пласт казачьей культуры - песня. Песня сопровождала казака в походе, на работе, на отдыхе, во время праздников и торжеств. Особо почетным считалось участие в церковном хоре. Большим авторитетом пользовались и запевалы в сотнях и взводах. Песня играла исключительную роль в воспитании лучших качеств казака, боевых традиций, верности Родине, сопричастности к делам своих славных предков, их заветам, в познании истории казачества, его воинских подвигов. Песня объединяла казаков, учила жизни, звала к совершению дел, достойных казака. Пели все и учились этому постепенно, сначала слушая и вдумываясь, затем подпевая и уже став взрослым становились полноправными участниками поющих.
Придавая огромное значение песне в воспитании казаков, Военное Министерство России предписало в 1902 году всем наказным атаманам казачьих войск произвести запись песен во всех станицах. По распоряжению астраханского наказного атамана была создана специальная комиссия. Непосредственно сбором песен занимался подъесаул Догадин (впоследствии полковник, расстрелянный в годы советской власти), объехавший все станицы казачьего войска и, на появившемся тогда восковом графофоне, записал около 300 песен. Оказалось, что некоторые песни поются во всех станицах, а другие - в отдельных станицах или группе станиц.
Без сомнения, на протяжении дореволюционной истории казачества, православие было стрежнем духовной жизни казаков и сейчас должно играть большую роль. Неправомерна только такая постановка вопроса - если казак, то только православный.
Православные христиане русские казаки в своих домах имели иконы в киотах. Никогда Астраханские казаки не вешали рушники на киоты икон.
Иконы были в переднем углу горницы, на кухне, в столовой. Из икон были облик Господа Бога, Пресвятой Богородицы с Иисусом, икона Святого Николая Угодника, икона Святого Серафима Саровского.
В переднем углу горницы стоял столик, на котором лежали «Евангелие», «Библия», «Молитвослов», которые читали ежедневно и дети и старые казаки. Над столиком висела лампада, которую при чтении молитв зажигали. На столике всегда лежали свечи и спички как обязательные святые предметы.
Россия и казачество, в том числе, отличались большой веротерпимостью и определенной демократичностью в вопросах соблюдения установленных церковных правил. Так при строгой централизации и иерархичности православной церкви, на первых порах существования казачества, практиковалась выборность священнослужителей, которым доверяли и решение спорных вопросов. Среди казаков, помимо православных, были представители различных религий и сект (мусульмане, буддисты, католики, лютеране).
В Астраханском казачьем войске в 1880 году было 574 раскольника и 69 мусульман. А в 1894 году на 26,5 тысячи казачьего населения было уже 720 раскольников и 163 мусульманина. Среди раскольников были секты субботников, молокан, поповцев, беспоповцев, иудействующая секта. Около 70 раскольников жили в станице Лебяжинской, а остальные на хуторе Николаевском (впоследствии станице Николаевской).
Казаки-мусульмане жили в станицах Казачебугровской, Красноярской, Городофорпостинской.
Следует особо сказать о крещеных калмыках, которые в 1880 году составляли 3,5% состава нашего войска. Несмотря на переход в православную веру и посещение церквей, многие из них продолжали придерживаться и своей прежней буддийской религии (ламаисткого толка), сохранялись ее культовые принадлежности.
Кстати, наказные атаманы также нередко были иноверцами. Так, за последние 80 лет существования Астраханского Войска около 30 лет наказными атаманами были представители других конфессий - 3 католика и 2 лютеранина.
Очерки по истории казачества Дона и Нижней Волги.
Продолжение темы:
Хозяйственная жизнь Астраханских казаков.
Астраханское Войско -- волгские, донские, гребенские, терские, моздокские, хопёрские, енотаевские казаки, стрельцы и калмыки.
На разных языках одно и то же собственное имя -- Ас-Саки, Кас-Саки, Казахи т. е. Казаки
А что мы знаем о Восточной Казакии? Откуда появились казаки в Средней Азии?
Эпоха от 1240 г. по 1400 г., была наилучшей для жизни Казачьего Народа, под покровительством Монгольской державы
Боевой казачий генерал Быкадоров И. Ф. о происхождении Казаков.