Найти тему
Илья-да-Катя

Про советское образование, которое мы не застали

Сейчас много ругают учителей – дескать, это они виноваты в том, что падает уровень образования в стране, культура молодёжи и вообще. Да, возможно, отчасти это и так. Возможно, учителя далеко не все с горящими глазами доносят до каждого факел знаний, зажигая сердца.

Ещё недавно, в советское время, всё было иначе. Учитель – это звучало гордо. Учительствовать шли те, кто действительно любил детей и умел с ними общаться (так сложилось, что на тот период это были, в основном, деревенские, перебирающиеся в город женщины из многодетных семей).

Мнение учителя было непререкаемым. В случае чего – родители были на стороне учителя, потому как эта была общая задача родителей и учителей – воспитание молодого человека. Не услуга, как сегодня, а именно воспитание.

Теперь учитель просто предоставляет образовательную услугу, а воспитанием занимаются родители. Разделяй и властвуй над обществом, как говориться. Столкни их лбами, и пока родители и учителя по разные стороны баррикад бодаются лбами, качество образования и воспитания неизбежно будет падать. А виноват кто?

Кто крайний в этой очереди за тумаками?

Нет, сказать, что тогда работы было у учителя меньше – это солгать. Просто она была другая. Было меньше бумажной писанины, явно меньше было «новых компьютерных технологий, развивающих общество», и гораздо меньше было «всезнающих различных министерств», постоянно указывающих, чему, и как учить детей. А главное – меньше было формализма и больше ответственности. (Как нам кажется) В первую очередь перед собой, перед тем – насколько ты действительно учитель, перед совестью.

Работа учителя трудна во все времена – и тогда и сейчас, удержать внимание, дать знания так, чтобы не просто поняли, а захотели учиться дальше – это колоссальный труд.

А работы было много – кроме самой учёбы были собрания, кружки, секции, поездки, походы, много чего было того, что сейчас или совсем ушло, или чтобы пойти в тот же поход с детьми, кучу бумаженций выровнять надо.

Современный загруженный учитель подумает, а за бесплатно, надо ли? Да и возраст уже, знаете ли, у большинства учителей солидный - не до походов.

Учитель – звучало гордо. Воспитание – естественная и важная часть всего общества, даже прохожий мог ребёнку замечание на улице сделать, и как, правило, никто с озлобленным лицом не кричал на прохожего: «не ваше дело!».

Зарплата была конечно не шикарная, но тогда почти у вех такая была. Не было необходимости «хватать часов» чтобы выжить. И вот что интересно, в той же стране, с тем же народом, и такими же количествами природных ресурсов, финансирования школ хватало и на оборудование, и на материалы, и уж чего там скрывать, даже на учебники (половину школы учебники нам выдавали, и только в старших классах уже мы их покупали сами, при чём бывало, по нескольку раз в год). А ещё были бесплатные продлёнки в школах (мы платили только за еду там), и кучи кружков и секций, тоже бесплатных – даже на моей памяти такое было, правда, уже недолго.

Моё детство пришлось как раз на те годы, когда всё это динамично менялось. Я уже не застала пионеров и октябрят – это кончилось немного до того, как я пошла в школу, и домашние рассказы о том, как это весело, здорово и почётно, вдохновляли меня.

Наша учительница была нам как мама – добрая, терпеливая, даже любящая. В школу идти хотелось. Но уже во втором классе она погрустнела, особенно приходя от директора или собраний (а они каждую большую перемену были), доработала с нами – выпустив в основную школу, и ушла.

И сейчас кстати очень много учителей именно с того периода осталось ещё. Но лет через десять их останется в школах очень мало. Хорошо это или плохо - не берёмся судить, это неизбежно. Но очевидно, что мы окончательно распрощаемся с остатками советской школы в нашем образовании.

Читайте также:

Учителя, которые запомнились

Как маму выдавили из школы