Какого быть собакой?
Сложно ответить на этот вопрос. Ничего другого я и не знал, мне не с чем сравнивать.
А какого быть человеком?..
Наверное, каждый человек с легкостью ответит на этот вопрос. Я же никогда не мог понять людей, хотя и прожил с ними всю жизнь.
Я расскажу вам свою историю, а вы судите сами.
Нас было пятеро щенков. Жили мы в какой-то подворотне. Я не помню, чтобы видел людей в то время, значит мы были бездомными дворнягами, как выражается человек. Для меня это пустые звуки, но для них это имело значение. У людей есть странное слово - родословная, они верили, что тебя определяет не то, кто ты есть, а то, где и кем ты рожден.
До двухмесячного возраста дожили только я, и еще двое щенков. Что случилось с двумя другими, я не знаю. Просто в один момент я их больше не видел.
Потом меня забрали люди.
Мне повезло больше остальных моих сородичей. Я был щенком, и я был довольно красив по их понятиям. А люди всегда выбирают только красивые вещи. Мне не важно было, насколько красивыми был мой ошейник, или моя миска. Мне не важно было насколько красивыми были люди, к которым я привязался. Я вообще не знал, что такое красота. Но им это все было важно. Они старались окружить себя только красивыми вещами.
Я попал к девочке, был вручен ей как подарок. Я быстро понял, что ты интересен людям, только пока ты их развлекаешь. И я старался быть нужным. Я пытался делать то, что нравится девочке и не делать того, что ей не нравится. Как и все люди, она приписывала мне человеческие чувства. Со мной разговаривали, играли, одевали в наряды, причесывали и разрисовывали фломастерами.
Был ли я тогда счастлив? Наверное, да. Другого я не знал, и уже не мог представить свою жизнь без человека. Я ждал ее долгие часы у двери. Я любил прогулки с ней. Я всю ночь лежал с ней рядом пока она спала. Мне было плохо, когда грустила она.
Это была беззаботная жизнь. Я всегда был накормлен, мне было сухо и тепло. А самое главное, я был рядом с девочкой, к которой сильно привязался. Это была сильная эмоциональная связь, я зависел от нее.
Но однажды, люди стали складывать все вещи в коробки. Я давно заметил, как постепенно менялась энергетика в доме. Я не понимал, что происходит, но чувствовал нарастающую тревогу. Девочка была расстроена, когда гуляла со мной. Потом мне говорили какие-то слова, все меня гладили, и отнесли к другим людям. В то утро я видел девочку в последний раз. Они уехали.
Как я уже говорил, люди часто любят приписывать животным человеческие чувства. Но делают они это избирательно. От нас ждали, чтобы мы были милыми и забавными, понимающими и сочувствующими. Но никому из них не приходило в голову, есть ли у нас собственные чувства - можем ли мы грустить, чувствуем ли боль?..
Тогда я впервые узнал, что такое тоска. Я настолько привязался к девочке, что не знал, как жить без нее. Я перестал есть, я перестал спать. Я все время сидел у двери, и ждал, когда она придет, и мы пойдем на прогулку, как раньше. Я звал ее и выл от тоски.
Очень скоро, новым людям это надоело. Я чувствовал, как у них нарастает злость на меня. Но мне было все равно. И тогда меня отдали другому человеку. Я не оправдал их ожиданий. Я не был милым и забавным, как того от меня ждали.
Тогда началась моя дрессировка. Новый человек, к которому я попал, был жестоким. Он пытался палкой вбить в меня новые рефлексы. Сделать из меня безропотную машину, подчиняющуюся командам. И ему это удавалось. Я озлобился. Все мы, рано или поздно, перенимаем черты человека. Он называл себя моим хозяином, ему доставляло удовольствие видеть свою власть над более слабыми. Постепенно я стал таким же. Я кидался на более слабых собак, рычал на других людей. В моем мире была лишь злоба. Все реже я вспоминал девочку, она была из прошлой жизни.
Люди были непредсказуемы. Вот почему они завладели планетой. Животное делает что-либо только ради необходимости. Мы убиваем чтобы есть или чтобы выжить. Но люди, зачастую делают что-то просто так. Убивают ради удовольствия, истязают и мучают ради удовольствия. Просто потому что могут.
Если раньше мои наказания имели хоть какой-то смысл, то тогда это была просто забава. И все что мне оставалось, это смириться.
После очередного развлечения хозяина, у меня была сломана лапа. И от меня избавились. Просто выкинули на дорогу.
Долгое время я жил на улице. Озлобленный. Я никому не доверял и боялся людей. Приходилось воровать еду, искать ее в мусорных баках, ловить крыс и голубей. Как только ты перестаешь быть милым щенком и превращаешься в грязного хромого пса, к тебе начинают испытывать отвращение. Такова жизнь среди людей – если ты некрасив, то тебя стараются не замечать. И хорошо если не замечают, для слабых людей ты становишься еще более лакомой добычей в их жестокости. Никто не осудит человека, если он бьет помойного пса, лишь бы не милого щеночка.
Однажды я встретил на улице девочку из моего детства. Я сразу узнал ее по запаху. Она прошла мимо, не обратив на меня внимания, а я даже не остановился ни на миг. Я был уже совсем другим псом, а она была уже другим человеком. Да и чего мне было ждать от нее, я уже не был ее игрушкой.
Если бы я помер тогда, от голода или от холода, то сейчас я бы сказал, что все люди были отвратительными существами. Но жизнь моя продолжалась, и в ней снова появился человек.
Человек этот был уже не молод, и одинок, как и я. Я все чаще встречал его на улице, и он каждый раз пытался дать мне еды. Поначалу я его остерегался, и даже попытался укусить, когда он протянул руки слишком близко ко мне. Человек сразу все понял, и больше таких попыток не принимал. Впервые я увидел от людей нечто вроде уважения. Он не боялся укуса, нет. Он запросто мог силой добиться своего, как люди всегда и поступали. Но он с уважением отнесся к тому, что мне это не нравилось.
Постепенно я привык к нему. А он ко мне. Я каждый день встречал его на улице, и мы часами сидели и молчали. Он о чем-то размышлял, а я… Я просто не понимал, что со мной происходит. Увидев столько жестокости от людей, я не хотел оставаться одному, и не хотел, чтобы этот человек уходил.
Однажды он позвал меня за собой, и я пошел. Не подчинился команде, а выбрал сам. Он привел меня домой, я с тех пор я жил у него.
Тогда я увидел совершенно другой тип людей. И сейчас понимаю, что не все люди одинаковые. Его эмоции были иными. У него была постоянная тоска, и в то же время, безграничное сострадание. Он не требовал его развлекать, он не требовал быть милым, он просто принимал меня таким, какой я есть. Хромым старым дворнягой, которого потрепала жизнь.
Он читал мне книги вслух, а я слушал его голос и лежал в полудреме. Мы гуляли каждый день, и он часами сидел на скамейке, а я лежал рядом. Он не был моим хозяином, а я не был его животным. Но я готов был умереть, защищая его, а он был готов на все ради меня.
Спустя несколько лет, он умер.
Скоро умру и я. То ли от тоски, то ли от старости.
Так какие они, эти люди?..
Жестокие? Да.
Самовлюбленные и эгоистичные? Да.
Сострадающие и грустные? Да.
Они разные.
Возможно, у других собак истории совсем иные. Может кто-то видел только добрых людей, кто-то только жестоких. Я же видел разных.
Какого было жить собакой среди людей?
Тяжело.
Но сравнивать мне, опять же, не с чем.