Правящая партия «Право и справедливость» отрицает любое соучастие Польши в Холокосте, как будто не было, например, погрома в Едвабне, пишет немецкий автор. Зато она не упускает случая осудить Советский Союз, вырывая исторические факты из контекста. А вот о поведении других европейских стран забывает.
Лутц Херден (Lutz Herden)
Правительства в Варшаве и Москве стараются не контактировать друг с другом, когда вспоминают 75-ю годовщину освобождении лагеря смерти Освенцим. Президент Путин не едет на торжества в Польшу, ведь тамошнее руководство заявляет, что Советский Союз, заключив пакт Молотова-Риббентропа в августе 1939 года, несет часть вины за развязывание Второй мировой войны (и следовательно, за массовое убийство евреев?) Президент Дуда отказался от совместного выступления в израильском мемориале «Яд ва-Шем», потому что ему не предоставили возможности выступить, в отличие от Владимира Путина.
Но особенно Варшаву возмущает высказывание российского президента о том, что польские руководители 1939 года несут ответственность за собственную гибель и, кроме того, были антисемитами. А Красная Армия после нападения Германии вошла в Восточную Польшу, что якобы спасло евреям жизнь. Для национал-исторического нарратива правящей партии «Право и справедливость» это беспрецедентное святотатство. Как известно, она отрицает любое соучастие Польши в Холокосте, как будто не было погрома в Едвабне 10 июля 1941 года, когда 340 еврейских жителей деревни были убиты польскими гражданами в присутствии немецких оккупантов.
Да, одни поляки прятали евреев и поплатились за это жизнями, но другие поляки не защищали евреев, не могли их защитить, а иногда и предавали их. Неприятие этой правды настолько же абсурдно, как и утверждения советских лидеров, много лет отрицавших существование секретного дополнительного протокола к пакту Молотова-Риббентропа.
Такие годовщины, как та, что отмечается сейчас, к сожалению, не способствуют безоговорочному принятию исторических фактов. Вместо этого некоторые охотно пользуются исторической памятью для собственной легитимации. Толкование истории подменяется толкованием событий, контекст которых сейчас едва ли можно выяснить достоверно.
СТАТЬИ ПО ТЕМЕ
Премьер-министр Польши: советская оккупация Европы унесла миллионы жизней (Politico)
Politico22.01.2020
Польские читатели: кто был жертвой войны, оценивают на основе опросов, а не фактов (Interia)
Interia23.01.2020
Le Monde: борьба за историю между Россией и Польшей
Le Monde22.01.2020
Достаточно вспомнить о тайной дипломатии летом 1939 года, о малопонятном взаимодействии различных альянсов, о пропасти между заявленными и действительными намерениями тогдашних политических игроков. Все это приводит к фатальной склонности рассказывать об исторических событиях с конца. Советско-германский пакт о ненападении осудить значительно проще, если игнорировать его предысторию и связанный с ней страх Сталина перед перспективой оказаться втянутым в войну с Германией в одиночку и плохо подготовленным.
Вместо того чтобы обвинять Советский Союз, польские политики могли бы в порядке исключения упрекнуть Францию и Великобритания в том, что те в 1939 году, несмотря на свои обязательства перед Польшей, активно не вмешались в военные действия. Польской армии очень помогло бы, если бы западные державы рискнули открыть второй фронт. Вместо этого они надеялись, что, покорив Польшу, Гитлер на какое-то время успокоится.
В 1938 году они думали, что, заключив Мюнхенское соглашение, можно пожертвовать Чехословакией и тем самым обезопасить себя. Это был не прагматичный расчет, а предательство. Да и после того Франция и Великобритания не столько стремились договориться с Москвой о коллективной безопасности, сколько подумывали о том, как бы заключить сделку с Гитлером, которая могла бы стать чем-то вроде второго «Мюнхена». Разве можно отрицать, что таким образом Польша была принесена в жертву и подверглась смертельной угрозе? И то же самое можно сказать о европейских евреях, учитывая, что случилось потом.
Польша, страна с самым большим числом жертв Холокоста —3,4 миллиона убитых евреев, — должна отдавать себе в этом отчет.