Дискуссия о том, умерла ли русская деревня окончательно или возможно её возрождение, представляется ли нам достаточно странной. О возрождении какой русской деревни идет речь, той, которая была до 1917 года, или о возрождении советской колхозной деревни?
Если говорить о возрождении деревни, такой, какая она была во времена СССР, то при теперешней «рыночной экономике» это невозможно. Нет ни экономических, ни демографических условий – нет колхозов, которые давали работу, и из которых при позднем Союзе, колхозники бесплатно «брали» комбикорм для скота, топливо, электричество и т.д., нет привыкших к сельскому труду колхозников, а их дети давно уехали в город. Та деревня, которая была до революции, в России исчезла полностью, в результате коллективизации, раскулачивания, укрупнения неперспективных деревень… Как говорится, фарш в мясорубку обратно не прокрутить. А мясорубка нашей истории прокрутилась основательно, очистив от людей огромные сельские пространства.
К рассуждениям некоторых наших чиновников о «развитии сельских территорий», очень мягко говоря, нельзя относиться серьезно. Такое развитие, по их планам, предусматривает строительство для жителей нескольких деревень, современных малоэтажных многоквартирных домов, «со всеми удобствами», открытие в сельском поселении фельдшерского пункта, почты, отделения полиции, школы и т.д. Одним словом, создание «комфортной» среды. Что-то очень знакомое. Напоминает центральную усадьбу совхоза «Рассвет» после укрупнения неперспективных деревень. Именно из таких поселков им. Володарского, Урицкого и т.п. молодежь навсегда бежит в города. В собственный отчий дом, некоторые, может быть, и вернулись бы. Но в панельные или сендвичпанельные 3 – 4 – 5-этажки, находящиеся относительно крупного города, у черта … далеко, не вернется никто. Создание таких поселений - это окончательное убийство остатков деревни.
Традиционная же деревня, покинутая и никому не нужная, умирает по мере смерти последних её пожилых обитателей.
Какие же есть реальные варианты «развития сельских территорий»?
Поселения при агрохолдингах? Так там, работают мигранты, для них никто не будет создавать инфраструктуру.
Фермеры? Возможно, но им деревни не нужны, они сами по себе. Да и немного их, особенно мало в Нечерноземье. Со всеми их проблемами и контролями, делающими их существования невыносимым, их дети, вряд ли, захотят повторить.
Родовые поместья? При всей личной любви автора к этой идее, это весьма сомнительно и проблематично. Да, идея родовых поместий привлекательна для, уставших от «адища города», городских жителей. Но в идею заложен порок, превращающий родовые поместья, как их сейчас принято понимать, в убежище, ковчег, временный (пока не сбегут дети) человеческий заповедник. Порок этот – пресловутый 1 гектар на семью. Да, этого достаточно, чтобы прокормиться, спрятаться. Но никакого развития, никакого сельскохозяйственного производства органических продуктов на продажу на таком клочке земли не будет – это путь самообеспечения только своей семьи.
Главная проблема всех названных вариантов – это отсутствие естественного воспроизводства населения, занятого в этих агрохолдингах, фермерских хозяйствах, живущего в родовых поместьях. Отсутствие воспроизводства в том смысле, что дети всех этих «сельских жителей» неизбежно будут покидать опостылевшую с детства «глубинку». Их ничто не держит – нет идеи, нет веры.
Казалось бы всё. Конец.
Однако, в последние три года совершенно серьезно и неожиданно стал осуществляться, возможно единственный вариант спасения и развития деревни, как, собственно, русской деревни.
Оказалось, что настоящая русская деревня сохранилась, она, буквально сбежала от большевиков, вынужденно покинув Россию. И создала в разных странах островки настоящей, деревенской, России.
Речь идет о старообрядцах. Православных русских людях, сохранивших веру предков, не принявших в 17 веке реформу грека Никона. Следствием церковного раскола были жесточайшие гонения и уничтожение староверов в первые десятилетия после «реформы». Начиная с Петра I физическое уничтожение прекратилось, но старообрядцы продолжали держаться обособлено, живя в отдаленных деревнях. В России их были миллионы. Привычка выживать благодаря собственному труду в условиях гонений, выработала у старообрядцев своеобразный образ жизни, мораль, чем-то напоминающую «протестантскую этику». В дореволюционной России, когда церковные гонения были остановлены императорскими указами, старообрядцы стали весьма обеспеченной и процветающей частью общества. Они не только успешно обрабатывали землю, но и были купцами, промышленниками, заводчиками. Старообрядцами были, делавший оружие для Петра I, заводчик Демидов, а в начале 20 века – богатейший фабрикант Савва Морозов. Старообрядцы не были в дореволюционной России некой архаичной сектой – напротив, в технологическим отношении они превосходили большинство, используя самые передовые машины и оборудование.
Длительное обособленное развитие в условиях гонений, навыки выживания в трудных условиях, позволили семьям старообрядцев правильно оценить последствия для себя прихода советской власти. Мало того, что они все «кулаки», так еще и верующие фанатики. Старообрядцы, жившие на Дальнем Востоке, сумели спастись и ушли в Китай. А после прихода к власти китайских коммунистов, эмигрировали дальше – в Южную и Северную Америку, Австралию.
Во многих странах власти предоставили им большие участки необрабатываемой земли – в Боливии, Уругвае. Старообрядцам удалось полностью сохранить русский язык, древнюю православную веру, обычаи, семейные традиции, одежду. При этом они успешно занимаются сельским хозяйством, имея в пользовании сотни и тысячи гектаров земли на семью, используют современную сельскохозяйственную и прочую технику. Под запретом, в большинстве семей, только бесовское – телевизор, интернет. Мобильниками пользуются, но изредка, только для связи.
И у них в семьях до сих пор по 6 – 14 детей!
Именно эти наши соотечественники, умеющие трудиться на земле, были бы лучшими переселенцами на земли опустевших русских деревень.
В последнее время для их возвращения сложилась благоприятная ситуация. Есть реальная поддержка государства, для помощи переселенцам на Дальний Восток даже создан специальный государственный орган. Произошло примирение старообрядческой церкви с РПЦ. А предки завещали старообрядцам вернуться в Россию.
О том как это происходит и что может, в результате, получиться – в нашей следующей статье.
Подписывайтесь на наш канал!