Мне вот недавно стало очень интересно, если спросить родителей, что лучше – чтобы их ребёнок сдал выпускные экзамены или получил хорошее образование, но сдачу экзаменов никто бы не гарантировал?
Я поспрашивала знакомых родителей, и вот что отвечали:
«Главное, чтобы сдал, поступил, а образование… ну вот я на тройки учился, и за всю жизнь нигде, ни разу мне эти школьные знания (может, кроме математики и письма) не пригодились и премию на работе за оценки в школе не давали. Так что сдать экзамены важнее».
Что за ерунда, скажете вы, если у ребёнка хорошее образование, то и сдача экзаменов для него проблемой не будет – знает, значит, сдаст. И да, доля истины в этом есть. Но только не всегда это срабатывает в наших реалиях.
Нет, дело вовсе не в том, что образование стало некачественным, или другим. Дело в подходе. Посмотрим с разных сторон:
- Родители сейчас в большинстве своём глубоко уверены, что обучение детей – это обязанность школы, и у них нет возможности/времени/желания заниматься обучением детей дома. А нанять репетиторов, по карману далеко, увы, не всем. И, соответственно, требуют со школы (учителя), чтобы учили хорошо, чтобы дети сдали экзамены и смогли успешно закончить школу и поступить учиться дальше. Обратите внимание – сдача экзаменов приравнивается к получению знаний. Учитель должен подготовить именно к сдаче экзаменов;
- ученики в большинстве своём, никак в учёбе не заинтересованы, хорошее образование по современным реалиям ничего дополнительного не даёт – самые «образованные» специалисты самые низкооплачиваемые у нас в стране. И когда я ребят спрашиваю, почему вы не настроены на высшее образование, они отвечают примерно одно и то же: «Юристов и бухгалтеров полно, учителя и врачи получают низкую оплату труда, а для того, чтобы быть фермером или открывать свой бизнес – образование не обязательно. А можно ещё грузчиком или водителем пойти – всегда с деньгами будешь, хоть и небольшими, а машины ещё долго будут». Так что дети тоже заинтересованы только в сдаче экзаменов – мотивация вещь сложная, её нельзя привить искусственно;
- учителя, задавленные пожеланиями родителей к сдаче экзаменов, требованиями администраций в этом же направлении, но при этом при отсутствии выделения времени на подготовку к экзаменам, вынуждены заменять обучение – подготовкой. А что делать?
Надо просто обучать детей, и тогда сдадут они эти экзамены, снова скажете вы. К моему сожалению, наша страна переходит на тестовую систему контроля за знаниями. И это не всегда хорошо. Я уже не говорю о нагнетании страхов на детей при подготовке и сдаче экзаменов.
Во-первых, присутствует элемент случайности, так что на троечку набрать можно (по крайней мере, ОГЭ – а большинство на этом и заканчивает).
Во-вторых, даже наличие отрывков знаний, при их механическом запоминании и непонимании связей и причин – это ещё не показатель хорошего образования, зато возможность сдать экзамен. А подготовка это в принципе и есть – выучивание отрывков, ответов на вопросы из многих вариантов, вдруг попадётся похожий, ученик и сориентируется.
Вот и получается, что подготовка к экзаменам и образование – это не одно и тоже.
Можно ещё почитать:
А что если учителя разом уйдут куда послали?