Создатель сказки – один из авторов мифа о Павлике Морозове
До фильма была книга. Её написал главный редактор «Пионерской правды» Виталий Губарев. Работа над сказкой в начале 1950-х стала для него госзаказом: от писателя требовалось сочинить произведение, объясняющее юным гражданам Союза важность самодисциплины.
Интересно, что ранее Губарев выступил в числе авторов исторического расследования «истории с Павликом Морозовым» и, по сути, стал одним из творцов знаменитого мифа о пионере-герое.
Кстати, биография самого писателя тоже весьма интересна. Согласно официальным данным, Виталий Георгиевич был выходцем из простой семьи, тогда как на самом деле его отец – дворянин и казак, эмигрировавший после революции в США и даже издававший там книги о казачьем движении.
Ещё одна деталь биографии Виталия Губарева: автор «Королевства» был трижды женат. Причём его второй супругой стала актриса Тамара Носова, блистательно сыгравшая в фильме-сказке Тётушку Аксал.
Оля – Оля, Таня - Яло
Фильм сняли спустя 12 лет после выхода повести-сказки. Режиссёром выступил главный сказочник советского кино Александр Роу.
Работа над картиной началась с поиска исполнителей главных ролей - близнецов. На пробы приходило немало девчонок, однако больше других на образ подошли москвички Оля и Таня Юкины. Чтобы не запутаться, Оля сыграла Олю. Ну а Таня стала Яло.
Кстати, до съёмок в фильме девочки уже успели стать звёздами районного масштаба - победили в конкурсе близнецов, организованном в Кузьминках.
После «Королевства» Александр Роу снимал Юкиных (по их, кстати, личной просьбе) в ещё одном фильме - сказке «Морозко», где юные звёзды предстали в образе девочек, собирающих грибы.
Таня и Оля на съёмках «Королевства кривых зеркал» заработали по 80 рублей каждая. Это было не так много. Гораздо большей наградой для девятилетних школьниц стала возможность провести почти целое лето (пока снимался фильм) в Крыму.
Как Милляр сыграл в фильме 3 разных роли
Короля Йагупопа сыграл Анатолий Кубацкий, мастер эпизода и один из любимых актёров режиссёра Роу.
Абажем стал Аркадий Цинман, уроженец Риги, свой путь на экраны начинавший в качестве киномеханика, а чуть позже - актёра в государственном... монгольском театре.
В образ Нушрока (Коршуна) идеально вписался Андрей Файт. Немолодой (на тот момент) мужчина был не только актёром, но и поэтом, некогда дружным с имажинистами. В кино он часто играл шпионов и колдунов. До 60 лет трюки в фильмах предпочитал выполнять сам. Между тем, в «Королевстве кривых зеркал» с лошади вместо Файта на землю падал дублёр.
Георгий Милляр исполнил в этой картине Роу сразу три роли – церемонемейстера, возчика и вдовствующей королевы. Мог бы исполнить и больше, но режиссёр решил ограничиться этим набором.
Также к созданию картины была привлечена и массовка. Причём, простым жителям Крыма доверили сыграть весьма важные (в политическом плане) роли. В одной из сцен народ предстал в образах тогдашних антигероев - «стиляг»: в кадре появлялись танцоры короля, совершавшие странные телодвижения и облачённые в режущие глаз пёстрые костюмы. Дополняла картину обезьяна за роялем, играющая музыку, под которую с удовольствием танцуют девушки с начёсами на головах...
Карикатура на Хрущёва?!
Уже после того, как фильм вышел на экраны, цензоры забили тревогу: лысый и зелёный Абаж, наиглавнейший министр Королевства кривых зеркал, очень уж похож на советского лидера Никиту Хрущёва. Что делать? Картину решили было «притормозить» в прокате. Да не успели: Хрущёв (очень удачно для киношников) лишился поста первого секретаря ЦК КПСС и отправился на заслуженный отдых.
Фильм, авторы которого даже не думали потешаться над советским лидером, продолжил шествие по экранам...