Найти тему

Опасные сказки.

 Опасность сказок.

Казалось бы, что может быть страшного для детей в старых добрых народных сказках, которые прошли не один десяток редакций, которые можно найти и в детских книгах изданных в СССР, и в форме мультфильмов, и в виде аудиозаписей.

Я не буду акцентировать внимание на элементах «страшилок», в которых персонажа сказки собираются съесть, или причинить иной тяжелый вред здоровью, это отдельная большая тема, связанная с принятием факта конечности человека, и темой инициации. Меня же заинтересовала «поверхностная интерпретация» сказки, которая показывает нормы межличностных взаимодействий между персонажами и общее поведение с окружающим миром. В частности управление ресурсами, которые предоставляет судьба.

Как мы заметим, сказки отражают, а может, и формируют негативные особенности нашего поведения. Чем же так опасны сказки? Во многих сказках можно выделить метафорический слой, связанный с инициацией, но ирония в том, что понять его может уже взрослый человек, и то, если он знаком с культурологией /антропологией / глубинной психологией. Другой слой более поверхностный, бихевиористический - описывающий поведение персонажей. Он доступен для понимания самыми маленькими детьми, и не вызывает у них противоречий и критического отношения. С возрастом лешие и оборотни уходят из реальности, а нормы в поведения остаются, причем часто без критической переоценки.


По щучьему велению.

Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля.
Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.
Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:
- Сходи, Емеля, за водой.
А он им с печки:
- Неохота...
- Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.
- Ну, ладно.

Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему:
- Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.
- Неохота...

- Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.
А он им с печки:
- Да вы-то на что?
- Как - мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?
- Мне неохота...
- Ну, не будет тебе подарков.

(он настолько ленив и глуп, что даже не способен догадаться, что может «заказать себе любые подарки», не говоря уже о том, что и в мыслях у него нет позаботится о близких или/и пустить свой дар в продуктивное русло)

А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь...
Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой...

(«много народу передавил», - читается это с удалью, без осуждения, однако он хотя бы понимает, что его попытаются линчевать, и САМ принимает разумные меры. – вывод обладая защитой свыше можно делать любую мерзость) 
Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют.
Видит он, что плохо дело, и потихоньку:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока...
Дубинка выскочила - и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь.

Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера - его найти и привезти во дворец.

(Может, царь осудит и накажет за убийство подданных? Может, оценит «способности Емели» и поставит их на службу государству?)
Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу:
- Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля.

- Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь. (любит ласковые обещания, не так важно исполнятся ли они, а может просто о них забудет)
Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит:
- Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю.
- Мне и тут тепло...
- Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем.
- А мне неохота...
- Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги.
Емеля подумал-подумал:
- Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду.

Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. (то что в доме не он один живет - не важно)

Вышел царь на крыльцо:
- Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил.
- А зачем они под сани лезли? (достойное оправдание, может идти с миром)

- По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит...
И сказал еще:
- Ступай, печь, домой...

Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
- Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.(может теперь царь понял как использовать дар Емели?)
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.(можно кафтан пообещать, а можно просто напоить)
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. (…мотив инициации или рациональное использование ресурсов ? )
Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:
- Где же это я?
А ему отвечают:
- Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море. (по легенде Гоголю Н.В. в последние часы тоже было скучно)
- А ты кто? (действительно кто это?)
- Я - Марья-царевна.

 

- Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку.
- А мне неохота...
Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит: (очевидно, пообещала красный кафтан)
- По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей...
Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка.
- Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать?
Тут Емеля недолго думал: (пусть остается глупым, зато управляемым)
- По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем...
И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было.
- Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил?
И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают.
Емеля им отвечает:
- Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу.
Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится:
- Кто же ты такой, добрый молодец?
- А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю. (к слову, о патриотизме)
Царь сильно испугался, стал прощенья просить:
- Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня!
Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством.

 

Резюме:

Оценить дар Емели способна только одна женщина, но и то в силу своего скромного развития.

Емельян несмотря на лень вполне управляем. (его достаточно напоить или что-то пообещать, хотя он и самостоятельно может все получить)

Ни он, ни его окружение неспособно оценить и реализовать безграничный дар.

Зачатки инициативы у главного героя проявляются почти всегда, только в самых экстремальных ситуациях.
Явно показано хамское, несущее убытки травмы и смерть окружающим поведение в ситуации безнаказанности.
Опасность сказок. Казалось бы, что может быть страшного для детей в старых добрых народных сказках, которые прошли не один десяток редакций, которые можно найти и в детских книгах изданных в СССР, и в форме мультфильмов, и в виде аудиозаписей. Я не буду акцентировать внимание на элементах «страшилок», в которых персонажа сказки собираются съесть, или причинить иной тяжелый вред здоровью, это отдельная большая тема, связанная с принятием факта конечности человека, и темой инициации. Меня же заинтересовала «поверхностная интерпретация» сказки, которая показывает нормы межличностных взаимодействий между персонажами и общее поведение с окружающим миром. В частности управление ресурсами, которые предоставляет судьба. Как мы заметим, сказки отражают, а может, и формируют негативные особенности нашего поведения. Чем же так опасны сказки? Во многих сказках можно выделить метафорический слой, связанный с инициацией, но ирония в том, что понять его может уже взрослый человек, и то, если он знаком с культурологией /антропологией / глубинной психологией. Другой слой более поверхностный, бихевиористический - описывающий поведение персонажей. Он доступен для понимания самыми маленькими детьми, и не вызывает у них противоречий и критического отношения. С возрастом лешие и оборотни уходят из реальности, а нормы в поведения остаются, причем часто без критической переоценки. По щучьему велению. Жил-был старик. У его было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: - Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: - Неохота... - Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. - Ну, ладно. Прошло много ли, мало ли времени - невестки говорят ему: - Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил. - Неохота... - Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби. А он им с печки: - Да вы-то на что? - Как - мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить? - Мне неохота... - Ну, не будет тебе подарков. (он настолько ленив и глуп, что даже не способен догадаться, что может «заказать себе любые подарки», не говоря уже о том, что и в мыслях у него нет позаботится о близких или/и пустить свой дар в продуктивное русло) А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет. Приехал в лес: - По щучьему веленью, по моему хотенью - топор, наруби дровишек посуше, а вы, дровишки, сами валитесь в сани, сами вяжитесь... Топор начал рубить, колоть сухие дрова, а дровишки сами в сани валятся и веревкой вяжутся. Потом Емеля велел топору вырубить себе дубинку - такую, чтобы насилу поднять. Сел на воз: - По щучьему веленью, по моему хотенью - поезжайте, сани, домой... («много народу передавил», - читается это с удалью, без осуждения, однако он хотя бы понимает, что его попытаются линчевать, и САМ принимает разумные меры. – вывод обладая защитой свыше можно делать любую мерзость) Сани помчались домой. Опять проезжает Емеля по тому городу, где давеча помял, подавил много народу, а там его уж дожидаются. Ухватили Емелю и тащат с возу, ругают и бьют. Видит он, что плохо дело, и потихоньку: - По щучьему веленью, по моему хотенью - ну-ка, дубинка, обломай им бока... Дубинка выскочила - и давай колотить. Народ кинулся прочь, а Емеля приехал домой и залез на печь. Долго ли, коротко ли - услышал царь об Емелиных проделках и посылает за ним офицера - его найти и привезти во дворец. (Может, царь осудит и накажет за убийство подданных? Может, оценит «способности Емели» и поставит их на службу государству?) Царь удивился, что его офицер не мог справиться с Емелей, и посылает своего самого набольшего вельможу: - Привези ко мне во дворец дурака Емелю, а то голову с плеч сниму. Накупил набольший вельможа изюму, черносливу, пряников, приехал в ту деревню, вошел в ту избу и стал спрашивать у невесток, что любит Емеля. - Наш Емеля любит, когда его ласково попросят да красный кафтан посулят, - тогда он все сделает, что ни попросишь. (любит ласковые обещания, не так важно исполнятся ли они, а может просто о них забудет) Набольший вельможа дал Емеле изюму, черносливу, пряников и говорит: - Емеля, Емеля, что ты лежишь на печи? Поедем к царю. - Мне и тут тепло... - Емеля, Емеля, у царя тебя будут хорошо кормить-поить, - пожалуйста, поедем. - А мне неохота... - Емеля, Емеля, царь тебе красный кафтан подарит, шапку и сапоги. Емеля подумал-подумал: - Ну, ладно, ступай ты вперед, а я за тобой вслед буду. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю. (то что в доме не он один живет - не важно) Вышел царь на крыльцо: - Что-то, Емеля, на тебя много жалоб! Ты много народу подавил. - А зачем они под сани лезли? (достойное оправдание, может идти с миром) - По щучьему веленью, по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит... И сказал еще: - Ступай, печь, домой... Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе: - Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.(может теперь царь понял как использовать дар Емели?) Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать. Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.(можно кафтан пообещать, а можно просто напоить) Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марью-царевну, засмолили и бочку в море бросили. (…мотив инициации или рациональное использование ресурсов ? ) Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно: - Где же это я? А ему отвечают: - Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море. (по легенде Гоголю Н.В. в последние часы тоже было скучно) - А ты кто? (действительно кто это?) - Я - Марья-царевна. - Емелюшка, где же мы будем жить? Построй какую ни на есть избушку. - А мне неохота... Тут она стала его еще пуще просить, он и говорит: (очевидно, пообещала красный кафтан) - По щучьему веленью, по моему хотенью - выстройся, каменный дворец с золотой крышей... Только он сказал - появился каменный дворец с золотой крышей. Кругом - зеленый сад: цветы цветут и птицы поют. Марья-царевна с Емелей вошли во дворец, сели у окошечка. - Емелюшка, а нельзя тебе красавчиком стать? Тут Емеля недолго думал: (пусть остается глупым, зато управляемым) - По щучьему веленью, по моему хотенью - стать мне добрым молодцем, писаным красавцем... И стал Емеля таким, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А в ту пору царь ехал на охоту и видит - стоит дворец, где раньше ничего не было. - Это что за невежа без моего дозволения на моей земле дворец поставил? И послал узнать-спросить: "Кто такие?" Послы побежали, стали под окошком, спрашивают. Емеля им отвечает: - Просите царя ко мне в гости, я сам ему скажу. Царь приехал к нему в гости. Емеля его встречает, ведет во дворец, сажает за стол. Начинают они пировать. Царь ест, пьет и не надивится: - Кто же ты такой, добрый молодец? - А помнишь дурачка Емелю - как приезжал к тебе на печи, а ты велел его со своей дочерью в бочку засмолить, в море бросить? Я - тот самый Емеля. Захочу - все твое царство пожгу и разорю. (к слову, о патриотизме) Царь сильно испугался, стал прощенья просить: - Женись на моей дочери, Емелюшка, бери мое царство, только не губи меня! Тут устроили пир на весь мир. Емеля женился на Марье-царевне и стал править царством. Резюме: Оценить дар Емели способна только одна женщина, но и то в силу своего скромного развития. Емельян несмотря на лень вполне управляем. (его достаточно напоить или что-то пообещать, хотя он и самостоятельно может все получить) Ни он, ни его окружение неспособно оценить и реализовать безграничный дар. Зачатки инициативы у главного героя проявляются почти всегда, только в самых экстремальных ситуациях. Явно показано хамское, несущее убытки травмы и смерть окружающим поведение в ситуации безнаказанности.