Постапокалипсис часто встречается в играх. Почему-то люди раз за разом возвращаются в мир, где всё разрушено, оставшееся — обречено. И ладно бы просто возвращались... постапокалипсис по-разному показывают. В этот раз разберём основные этапы этого развития.
Жили-были... Не так. Выживают с трудом в ужасных условиях игроки. И им это нравится. Поговорим о разных этапах становления жанра постапокалпис в играх.
Истории из Пустоши: 1988—1998 гг
Эти игры рассказывают про последствия превращения «Холодной войны» между США и СССР в горячую, ядерную. Первая такого рода вышла в 1988 и называлась «Wasterland» — «Пустошь». Релиз состоялся тогда, когда противостояние сверхдержав закончилось, но мир как раз начал осознавать новую реальность и последствия от старой. Игра, на современный взгляд, выглядела необычно ярко и цветасто. Хотя события в ней затрагивались совсем не радостные: солдаты и заключенные воюют между собой, а сошедший с ума искусственный интеллект принялся штамповать киборгов. Эта игра оказала огромное влияние, по сути, изобретя жанр постапокалиптических игр. Ещё это была одна из первых изометрических RPG. Серия игр «Fallout» сильно вдохновлена именно «Wasterland».
Серия «Wasterland» до сих пор живёт и радует игроков. Скоро выйдет третья часть, деньги на неё собирали на краудфандинг-сервисе fig.com.
Закончилась эта эпоха в 1998 с выходом «Fallout 2», который, по мнению многих игроков и критиков, был хорошим сиквелом, развивавшим идеи первой части, но не принёсшим ничего нового.
Зомби идут: 1996 г.–настоящее время
Этот этап начался в 1996 с выходом первой части японских хорроров с выживанием — «Resident Evil». Игра была сложной, камера неудобной — и её закрепили за плечом главного героя. Воевали мы с и животными, и с людьми, которых заразил вирус или паразит. Нужно было решать, что нести, ведь размер рюкзака был ограничен, а если здоровья останется слишком мало, ГГ — полийцейский — умрёт. Шатались мы по особняку с помещениями, некоторые из которых были недоступны, пока не разгадаешь загадку. Лечиться надо было спреями первой помощи и травами, комбинируя которые, можно создать усиленные «лечилки». И, конечно, были и другие страшные враги — Тиран и корпорация «Амбрелла». Потом выходили сиквелы, и начиная с четвёртой части — от первого лица. Потом серия, по мнению многих игроков, зашла в тупик, пока не вышла седьмая часть и ремейк второй — у них положительные отзывы и нет проблем с продажами.
Впрочем, постапокалипсис не обязан быть мрачным и жестоким. Иногда его подают брутально и с перебором. Как в Dead Rising, которая вышла в 2006 году. Сражался главный герой — журналист — чем хотел: стулом, телевизором, палкой. Можно было посещать разные локации, собирая лут и находя приключения. Помимо основного сюжета, ограниченного по времени тремя днями, нужно было выводить выживших и сражаться с психами. В 2016 году вышел ремастер.
В следующий частях серия эволюционировала в плане сюжета (концовок стало 7), и в плане веселья: главный герой наряжался в безумные костюмы, использовали разные орудия против зомби: от газонокосилок до самодельных, составленных из других (например, вилы и двигатель дают «Сверло»).
В «Dead Island» главный герой и другие туристы столкнулись с зомби на тропическом пляже. В игре есть возможность прокачивать способности, получая опыт. Рукопашное оружие от долго использования ломается, так что приходится искать новое. Эта игра вышла в 2011 году, в 2013 году вышло продолжение. Но дальше серия зашла в тупик, так что обсудим следующую.
У «Dying Light» те же разработчики, и тут тоже есть зомби. В остальном игры отличаются. В «Dying Light» есть паркур, и он полезен и даже необходим для выживания: улицы города кишат зомби, так что перемещаться лучше всего по крышам. Там можно находить ящики с лутом, которые открываются зажатием кнопки. Но не только там — в мире игры расположены базы выживших и места, которые могут ими стать. Главный герой, который ещё и сам медленно превращается в зомби, иногда слышит по радио просьбы о помощи от других выживших, и может помогать.
«State of Decay» — немного другой случай. Выживать там скорее опасное, чем весёлое занятие. Поэтому нужно заботиться, но не только о себе, а о целой колонии выживших. Во главу угла тут стелс и тактика. Можно переключать и играть за любого здорового человека на базе. Иногда на связь выходят выжившие: с ними можно торговать, объединяться, пускать к себе в гости. Игра вышла в 2013 году. В 2018 году вышел сиквел, который разочаровал некоторую часть игроков. В ней больше нужно возиться с машинами: заправлять, чинить, улучшать. А ещё он стал мультиплеерным, то есть там можно поторговать и подружиться с живыми игроками.
Left 4 Dead относится и к этому пласту игр о постапокалипсисе, и к следующему —кооперативному. Игра вышла в 2008 году, и мы, в роли одного из четырёх героев, используя разный огнестрел, воевали с зомби. Зомби были разные — и толпы обычных заражённых, и парочка особенных: «Толстяк», своей рвотой призывающий эту самую толпу, «Курильщик», дущащий длинным языком выживших, «Охотник», пригвоздающий человека к земле и методичного его кромсающий, и другие, каждый со своей атакой и звуками. Разнообразие создавал «Director» — искусственный интеллект, менявший условия игры в зависимости от крутизны команд: он мог прислать толпу зомби или положить на пути пару аптечек. Арсенал был не очень значительный, всего по два: винтовки (одна из них — АК), дробовика, пистолета и одну штурмовую винтовку. Несколько локаций, как бы связанных сюжетом, по которым герои проходили на пути к спасению, разные, на каждом происходят разные заскриптованные события.
В 2010 году вышел сиквел, который сделал всего побольше: оружия (добавили ещё рукопашное), особых заражённых (целых три) и даже необычных обычных зомби. Сюжет доработали, теперь он логично связывал уровни между собой. Словом, образцовый крепкий сиквел, хотя и привнёсший больше безумия.
Время от времени выходят клоны разной степени удачности. Из свежих — «World War Z» от Saber Interactive.
Пошатаемся в компании: 2008 г.–настоящее время
DayZ и товарищи
В 2013 году из раннего доступа вышла игра DayZ и стала символом таких игр: амбициозных, мультиплеерных, вдохновивших в начале и в итоге разочаровавших игроков. SCUM, ARK, Rust и другие. У них общие болячки: отсутствие основной идеи, много гринда и обещаний.
«State of Decay 2» — продолжение уже упомянутой игры, вышедшее в 2018 году. В ней больше нужно возиться с машинами: заправлять, чинить, улучшать. А ещё эта игра мультиплеерная, то есть там можно поторговать и подружиться с живыми игроками.
Итак, постапокалипсиса много не бывает. Мы рассмотрели разные проявления этого сеттинга и жанра в играх. Конечно, мы охватили не все этапы развития, но постарались это сделать. И да, мы сознательно ни слова не сказали про родной отечественный постапокалипсис. Возможно, о нём побеседуем в следующий раз.