Найти тему
Газета «Новгород»

Зажигая глаза, раскрывая таланты

Хайтек-квантум недаром считают особой, «магической» частью Новгородского Кванториума – здесь даже самые необычные идеи его воспитанников получают воплощение. По словам преподавателя данного направления Тимофея Александрова, высокие технологии и работа с помощью ручного инструмента лучше прочего помогают ребятам понять, каков он – окружающий нас рукотворный мир.

Едва слышный гул 3D-принтера возвещал о том, что на свет слой за слоем появлялась деталь будущей конструкции чьего-то проекта. В воздухе витал запах жженой древесины – кто-то из ребят недавно работал за станком лазерной резки, и теперь подле на столе лежали, казалось, еще теп­лые фигурки и трафареты. В соседнем помещении под размеренное кликанье мышек несколько пар юных глаз, не отрываясь от мониторов, сосредоточенно изучали компьютерные модели.

– На данном направлении занимаются ребята от 10 до 18 лет. У них уже достаточно знаний, есть четкое видение тех или иных проектов, – делится преподаватель Тимофей Александров. – Хотя и более юные кванторианцы все схватывают на удивление быстро. Только начнешь объяснять новую тему, и вскоре ребята уже сами, пользуясь логикой, довершают задание.

В команде наставников Кванториума Тимофей уже два года. Становиться педагогом, признается он, не планировал – учился на архитектора. Однако в этой сфере реализовать себя не вышло: новоиспеченного специалиста без опыта новгородские работодатели упрямо отвергали.
Тимофей решил поискать иную ниву для приложения своих талантов. Багаж знаний был хороший – основательно изучал 3D-моделирование. И как раз для Новгородского Кванториума в конце 2017 года такие навыки оказались на вес золота. Очень скоро стало ясно, что у несостоявшегося архитектора прекрасно выходит делиться знаниями с подрастающим поколением.

В прошлом году Тимофей Александров участвовал в региональном конкурсе среди педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Молодой преподаватель презентовал свое профессиональное кредо и защитил собственную образовательную программу. Результат – победа в номинации «Профессиональный дебют».

– Безусловно, радует все то, что сегодня происходит в сфере дополнительного образования. Для ребят проходят различные конкурсы, открываются учреждения наподобие Кванториума. Все это помогает маленькому человеку раскрыться как личности. Если школа дает базу, без которой ребенку не обойтись, то допобразование позволяет ему осознать собственные интересы и отсеять все маловажное, – отмечает Тимофей.

Сегодня под его началом три группы по 12 ребят. Мальчишек, ожидаемо, больше, но и девчонки в Хайтек-квантуме не редкость. Многие из них в высоких технологиях разбираются не хуже и делают отличные чертежи.
Ребята изучают различные типы технологий. В первую очередь – аддитивные (технологии послойного синтеза), которые сегодня являются одними из самых востребованных в мире. Также кванторианцев знакомят с лазерными и фрезерно-гравировальными станками с числовым программным управлением и без.

Не обходится в учении и без воображения, которое вкупе с полученными знаниями помогает ребятам лучше понимать, как и для чего создаются те или иные вещи. Для этого наставники используют метод кейсов, или, проще говоря, ситуаций, для решения которых ученики прорабатывают разные варианты.

– Один из примеров – кейс, который мы зовем «Капсула жизни». По легенде, с самолета сбрасывают капсулу и нужно, чтобы люди в ней уцелели. Случай упрощаем: сбрасывается яйцо в некоем сосуде, в котором бы оно, приземлившись, осталось невредимым. Для решения такой задачи ребята учитывают все применимые к ситуации законы физики и, что не менее важно, технологии и материалы, с помощью которых такое устройство можно было бы создать, – рассказывает Тимофей Александров.

Говоря о педагогическом мастерстве, мало просто объяснить ребенку, как делать макет для 3D-печати, или научить его работать за фрезерным станком, считает наш собеседник. Важно к каждому найти подход. Хотя бы в плане того, что одни лучше усваивают визуально поданную информацию, другим проще слушать.

К сожалению, нередки случаи, когда дети приходят заниматься не по велению интереса, а по воле родителей, отмечает педагог. И это всегда грустно, когда взрослые, вместо того чтобы прислушаться к своему ребенку и, возможно, узнать его лучше, пытаются навязать ему свои чаяния. Частое явление – и дети, которые, на первый взгляд, вообще к чему-либо проявляют крайне слабый интерес.

– Это всегда праздник, когда удается у такого ученика зажечь искру, – замечает Тимофей. – К примеру, был парень, которого, казалось, интересовали только видеоигры. С ними он не разлучался, даже приходя к нам на занятия. Мы предложили создать что-либо из сферы игр. В итоге ученик создал любимого персонажа. Когда он воскликнул: «Вау, как круто! Выходит, можно с помощью технологий и в игровой индустрии что-то делать…» – это была лучшая награда.

Ксения ПУГАЧ
Анна ЩЕЛКАНОВА /фото/