Недавно я написала про моих земляков - супружескую пару, которая переписывалась стихами. Через газету. Пост назывался «А к мужу моему пришла любовь…» https://zen.yandex.ru/media/id/5c9a1cb54a191400b3f96f20/a-k-muju-moemu-prishla-liubov-5e05de811a860800b27b9bc2
Неожиданно эта история собрала много откликов – многие читатели захотели узнать побольше про необычную пару, тем более, что пара эта действительно заслуживает внимания.
Помните кадры из знаменитой кинокартины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», удостоившейся «Оскара» и огромной нашей зрительской любви? Три подруги сидят в сумерках на крылечке и негромко поют… Всем известные кадры. Я иногда пересматриваю старые фильмы – честное слово, они того стоят! И эта картина – про нас!
Но речь сегодня не о картине. Мало кто знает, что слова песни, которую поют три повзрослевшие героини фильма на ступеньках деревенского дома, написала моя землячка Людмила Алексеевна Вялкина (Голицына).
«Стою под тополем, грызу травиночку. Зачем протопала к нему тропиночку?..» Обычные слова, простая мелодия, а хочется слушать и слушать. И вспоминать что-то очень хорошее, почти забытое. Нет, Людмила Алексеевна вовсе не профессиональная поэтесса, и никогда ею не была, хотя музыку на её слова положил знаменитый наш композитор Ян Френкель и песня, исполненная в первый раз Людмилой Зыкиной, била в своё время все рейтинги прослушивания. Но расскажу обо всём по порядку.
Родилась Людмила Алексеевна в одном из маленьких городков под Москвой. Училась хорошо, но закончить школу способной девочке не удалось - пришлось пойти работать. Отец привёл на фабрику - был у нас тогда в городе большой текстильный комбинат. К ткацкому станку встала в пятнадцать лет. Школа фабрично-заводского ученичества и параллельно - школа рабочей молодёжи, где текстильщики учились в свободное от рабочей смены время. Так началась трудовая биография Людмилы Вялкиной. Так было и у многих в середине прошлого века в нашей стране.
Здесь, в цеху, и произошла первая встреча молодой ткачихи с её будущим мужем, который стал для девушки судьбой. Анатолий Голицын пришел в цех учиться на помощника мастера. Она рассказывала, что в нём было что-то, что отличало его от других фабричных ребят. Не зря родные говорили, что он - потомок древнего княжеского рода Голицыных. Благородство. Не передать словами. Анатолий Голицын, несмотря на молодость, уже тогда был известным в городе поэтом - ни одна «Литературная страничка» местной газеты не обходилась без его стихов.
И он тоже выделил молодую ткачиху среди нескольких тысяч девушек, работавших на фабриках текстильного комбината. Во всяком случае, выходя из цеха после смены, оставил на её станке тетрадный листок - стихи. Всего несколько строчек. Может быть, почувствовал родственную душу? Так или иначе, но прошло всего немного времени - и они уже не расставались. Вскоре родился сын Игорь, затем – Марина. Жизнь шла своим чередом, супруги работали на комбинате, а в свободное время писали стихи. Оба.
Вот они. Фотография того времени из её архива.
Людмила Алексеевна подарила мне кипу старых рукописей. Разбирая тоненькие листочки, не перестаю удивляться грамотности и безупречному литературному стилю авторов – их природному чутью языка. Откуда берется такое редкое качество у простых работников текстильной фабрики?
Жена - моей поэзии свидетель,
она спокойно не даёт сидеть ей,
Написанное с юмором на «ять»
Она одна способна лишь понят…
- это посвящение жене.
К супругам часто стали приезжать журналисты, писатели. В эти дни в доме царила поэтическая атмосфера: спорили, читали отрывки новых стихов. Однажды приехал в гости уже тогда знаменитый поэт-песенник Борис Танич. И Анатолий Голицын между делом, уже прощаясь с ним, протянул поэту стихи, написанные женой – вот, смотрите, как вам?.. Танич уехал, а спустя какое-то время - телеграмма из Москвы: «Слушайте воскресную передачу «С добрым утром». Песню на ваши стихи исполнит Людмила Зыкина. Автор музыки - Ян Френкель». Так началась жизнь песни.
Людмила Алексеевна рассказала, что однажды, купив популярный в те годы советский сборник «Песен радио и эстрады», неожиданно обнаружила там и свою! «Я даже получала гонорар, и неплохой», - с улыбкой призналась женщина... А потом песня прозвучала и в фильме.
Так сложилась судьба песни. Хорошая счастливая судьба. А как же судьба семьи Голицыных, чья песня неожиданно обрела такой успех? По её словам, жили как все - с радостями и печалями, растили детей, работали на фабрике. А в свободное время в небольшом доме недалеко от ткацкой фабрики, как раз напротив типографии, звучали стихи. Многие из них и сейчас просятся на музыку.
А однажды летом и произошла история, которая была описана мной в том рассказе…