Теории происхождения древнерусской архитектуры каменных шатровых храмов
К шатровому зодчеству мы будем относить храмы с шатровыми покрытиями над наосами – центральной частью храма, где собираются верующие.
В свою очередь, шатер – это завершение в виде высокой многогранной пирамиды с числом граней не менее четырех. Отношение высоты пирамиды к диаметру окружности в основании – не менее 1,5.
Основные теории происхождения шатрового зодчества Древней Руси
Академик Российской академии художеств С.В. Заграевский сделал обзор существующих теорий происхождения шатрового зодчества Древней Руси в хронологическом порядке.
Теория 1: от поздней западноевропейской готики
Авторы этой теории основываются на характерной для готики «устремленности вверх». Древнерусская архитектура XII–XV веков в развитии демонстрирует тенденцию, которая соответствует впечатлению «стрельчатости» готики.
Г.К. Вагнер считал, что «если бы развитие «высотной» архитектуры не было прервано монгольским вторжением, то Русь узнала бы нечто родственное готике».
Однако, отличительным признаком древнерусского церковного зодчества является башнеобразность основного объема храма, что не характерно для готики.
Сравнительно небольшая внутренняя площадь шатровых храмов противоречит стремлению к её увеличению в архитектуре названного европейского стиля.
Шатёр использовался в готической Европе только для башен. Иногда перекрывали деревянными шатрами средокрестия, как в соборах Тронхейма или Брюгге, но нет ни одного каменного шатра.
Так же аргументом не в пользу этой теории будет тот факт, что на Русь приглашали мастеров ренессансной архитектуры. А готика не ориентирована на античные образцы Древней Греции и Рима.
В самых древних шатровых храмах Руси — храмах Александровской Слободы и церкви Вознесения в Коломенском — имели место многочисленные ренессансные элементы (строгость, рациональность, массивность и визуальная устойчивость).
К теории происхождения древнерусского шатрового зодчества от западноевропейской готики примыкают еще три.
- От древнерусских и сербских храмов с повышенными подпружными арками. Но они имеют абсолютно различную конструктивную сущность.
- От древнерусских крепостных башен исключительно прикладного характера. Правомерно ли проводить параллель с шатровыми храмами?
- От древнерусских столпообразных церквей-колоколен. С архитектурной точки зрения они были ближе к башням, чем к церковным зданиям.
Теория 2: «Романская»
По А.Л. Баталову, истоки древнерусского шатрового зодчества лежат в романской западноевропейской архитектуре. Он называет гипотетические прототипы первых древнерусских шатровых храмов:
- баптистерий Сан-Джованни в Пизе середины XII века перекрытый каменным шатром (в XIII веке шатёр почти полностью скрыт под куполом);
- сравнительно небольшие пизанские церкви XII века – св. Агаты и св. Гроба.
Конечно, теоретически можно предположить, что приехавший на Русь архитектор бывал в Пизе, вдохновился идеей каменного шатра, изучил технологию 300-летней давности (если она сохранилась) и нашёл ответ на вопросы: «Что не устраивало местных жителей в шатре? Почему его застроили куполом?»
Есть соборы в романском стиле в Майнце, Лимбурге на Лане, Падуе с шатровыми завершениями. Но у них шатры деревянные.
Теория 3: «Восточная»
На Востоке, в Волжской Болгарии (Булгарии), Иране и Средней Азии каменными шатрами перекрывались башни, прежде всего минареты, и мавзолеи.
Можно вспомнить шатровую форму храмов Вирупакши (VII–XI века, Индия), Прамбанан (X век, Индонезия), Ангкор-Ват (первая половина XII века, Камбоджа).
В них каменные завершия не перекрывают основной объём — место сбора верующих (наос в христианских церквях). Но даже если итальянский архитектор начала XVI века ориентировался на восточную архитектуру, то логично ли приглашать западника строить «по-восточному»?
Теория 4: на базе древнерусской деревянной архитектуры
В пользу этой версии говорит факт широкого распространения шатра в деревянной архитектуре Руси ранее начала XVI века. Советские специалисты по древнерусской архитектуре Н.Н. Воронин и П.Н. Максимов на основе текстологического и иконографического анализа древнерусских документов показали, что несохранившиеся деревянные храмы в Вышгороде (1020–1026 годы), Устюге (конец XIII века), Ледском погосте (1456 год) и Вологде (конец XV века) были шатровыми.
Изображение ранних деревянных шатровых храмов сохранилось на иконе начала XIV века из села Кривого, а также на иконе Ксения Тверская и Михаил Тверской первой половины XV века.
Весьма вероятно, что многие деревянные шатровые храмы XVI–XVII веков являются копиями более древних по причине консервативности народного творчества и практики замены сгнивших брёвен по одному для сохранения срубов. Последнее обстоятельство способствует ошибочной более поздней датировке строения.
Доказательством этой версии служит сообщение 1532 года о возведении церкви Вознесения в Коломенском в «Летописце вкратце Русской земли».
«Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». (Заграевский со ссылкой на Тихомиров М.Н. Малоизвестные летописные памятники XVI в. // Исторические записки. 1941. Кн. 10. С. 88. )
Формулировка «вверх на деревяное дело» означает «строить в высоту, ориентируясь на формы деревянного зодчества». Сравните со схожим по смыслу древнерусским текстом (1628 г.) в Палеостровском монастыре в Карелии, где упоминается церковь Николы Чудотворца: «древяна, клетцки, с трапезою, верх на каменное дело». В XVII веке такое описание завершия (верха) означало повторение форм каменного строительства храмов.
Следует учесть, что добиться большой высоты каменного шатра, чтобы середина не «просела», — это сложная инженерная задача. Проще из камня построить купол, а шатёр — из дерева.
Архитектурная форма, подготовленная историей становления отечественного зодчества, в плане научной обоснованности имеет приоритет над зарубежными аналогами, не так ли? Значит, большое количество деревянных церквей формировали общий облик древнерусского храмового зодчества в большей степени.
Из этого следует, что переход в начале XVI века к строительству на Руси каменных шатровых храмов произошел под влиянием многочисленных деревянных образцов, и шатер явился прямым аналогом купола (что для христианских храмов принципиально).
Гипотеза о происхождении древнерусского деревянного шатрового храма
Когда после Крещения Руси началось массовое возведение христианских культовых строений, то задачей мастеров деревянных дел было по возможности показать, что церковь — православная. Ориентироваться на каноническую византийскую архитектуру необходимо было не только в камне, но и в дереве. Хотя при отсутствии квалифицированных «древоделей» строились простейшие клетские церкви.
Купол над деревянным храмом возвести сложно по технологическим причинам, и возведение вместо купола шатра подходило для решения этой задачи лучше всего. Патриарх Фома между 813 и 821 годами над ротондой Гроба Господня в Иерусалиме (диаметр 20 м) вместо купола построил деревянный шатёр из кипрских кедров.
«Поскольку Храм Гроба Господня имел общемировое значение, мы вправе полагать, что именно эта замена могла стать каноническим и технологическим примером для возведения в деревянных храмах Древней Руси шатров вместо куполов», — пишет С. В. Заграевский.
В качестве гипотезы, он предполагает, что, начиная с Х века, деревянный шатер являлся «упрощенной формой» канонически обусловленного и обязательного в каменном православном церковном зодчестве купола в течение всей истории древнерусской церковной архитектуры.
Поддерживаете ли Вы такую гипотезу или считаете её неправомерной? Какая версия происхождения шатрового зодчества на Руси Вам ближе?
Пишите свои комментарии.
Ставьте палец вверх, чтобы видеть больше подобных материалов.
Делитесь с друзьями в социальных сетях.
Подписывайтесь на канал Архитектура.
Читайте по теме:
6 типов деревянных храмов Руси
Происхождение луковичных глав на храмах Руси
Усадьбы Западной Сибири