Найти в Дзене
#книгобзор

Мистика и реальность Никиты Нефёдова

Когда-то не так давно я брал интервью у Владислава Безлюдного, моего хорошего друга из Чернигова, который пишет потрясающие вещи. С тех пор Влад издал несколько сборников, разослал свои тексты по пабликам, собрал влюбившихся фанатов в собственном. А потом взял интервью у меня, так что круг замкнулся... Влад Никиту Нефёдова знает не один год. Наблюдал за его авторскими достижениями. Сначала кидал ему свои публикации, которые Ник в шутку называл "гвозди в гроб". Потом всё чаще стал замечать рассказы Никиты в тех же самых пабликах. Рассказы регулярно попадаются в «Топовом чтиве», Quality Lournal и других литературных сообществах. Юля познакомилась с этим автором недавно, но уже активно сотрудничает с пабликом Litera Nova, в котором Никита - администратор. А раз такое дело, нам захотелось превратить эти наблюдения за автором в интервью. Итак... 1. Расскажи о себе. Откуда, чем занимаешься, чем хотел бы заниматься? Привет, ребят! Очень рад.
Я родом с востока Ростовской области, если конкретн

Когда-то не так давно я брал интервью у Владислава Безлюдного, моего хорошего друга из Чернигова, который пишет потрясающие вещи. С тех пор Влад издал несколько сборников, разослал свои тексты по пабликам, собрал влюбившихся фанатов в собственном. А потом взял интервью у меня, так что круг замкнулся...

Влад Никиту Нефёдова знает не один год. Наблюдал за его авторскими достижениями. Сначала кидал ему свои публикации, которые Ник в шутку называл "гвозди в гроб". Потом всё чаще стал замечать рассказы Никиты в тех же самых пабликах. Рассказы регулярно попадаются в «Топовом чтиве», Quality Lournal и других литературных сообществах.

Юля познакомилась с этим автором недавно, но уже активно сотрудничает с пабликом Litera Nova, в котором Никита - администратор. А раз такое дело, нам захотелось превратить эти наблюдения за автором в интервью. Итак...

Миллиардер, филантроп, плейбой… (в ближайшем будущем)
Миллиардер, филантроп, плейбой… (в ближайшем будущем)

1. Расскажи о себе. Откуда, чем занимаешься, чем хотел бы заниматься?

Привет, ребят! Очень рад.
Я родом с востока Ростовской области, если конкретно — из маленькой станицы Красноярской. Ничего особо примечательного в моих краях нет кроме отрывочной истории про два небольших города в округе. Но с недавних пор я обитаю на Лиговском проспекте Петербурга.

Занимаюсь я... да чем придётся. Мне иногда кажется, что периодическая смена места работы, моё хобби. Книжный магазин, кофейня, СМИ, магазин обоев, дом культуры — больше полугода нигде ещё не проработал. В Питере я третий месяц, повезло сразу устроиться контент-менеджером в небольшую конторку, пишу разные скучные тексты на заказ.

А хотелось бы, конечно, писать интересные и крутые тексты для себя. Но помимо писательства есть ещё разные проекты, которыми хочется однажды заняться.

2. Когда начал писать серьёзно, считая это такой же важной частью жизни, как работа?

Ох, если честно, не помню, что был какой-то конкретный момент.
Помню, что всегда любил истории, вырос на них. Байки семейные, мульты (те самые, которые делали для детей, а не для дебилов), первые мои сериалы, «Зачарованные», «Баффи», «Жнец», «Сверхъестественное», потом в мою жизнь пришли комиксы, книги, видеоигры. К концу школы впервые появились мысли рассказывать свои истории.

А вот написал я свою первую историю уже на первом курсе техникума, и по сути четыре года на кафедре Строительства и энергетики я больше учился читать, сочинять и писать, чем проектировать конструкции и рассчитывать сметы.

Я точно помню, что начинал писать с твёрдым желанием заниматься этим всю жизнь, а не просто ради пробы. Первые рассказы (очень плохие) оценивали одногруппники, хвалили. Потом я взялся за роман, но он в итоге оказался повестью, не годной в печать, но за неё меня похвалили Денис Шабалов и Анна Калинкина. Они меня и убедили, что потенциал у меня есть и из меня может выйти хороший писатель. За это я им до сих пор всем сердцем благодарен.

3. Что считаешь лучшим произведением у себя? Что пишешь прямо сейчас и о чём это произведение?

Как говорится, лучшее произведение я ещё не написал. И вряд ли скоро напишу, хех. На самом деле, без понятия. Из рассказов, пожалуй, на данный момент "Беспечный сталкер" самый клёвый. Как никак первое место в конкурсе рассказов. Да и сам по себе он какой-то душевный получился. Если про миниатюры говорить, то не знаю, что и выбрать: мне они все кажутся хорошими по-своему. Но вот читавшие "Черновик" часто спрашивали, будет ли продолжение. Думаю, это о чём-то да говорит. Ну и ещё "Красная или синяя" людей впечатлила.

Автор обложки https://vk.com/akimova159
Автор обложки https://vk.com/akimova159

Вообще в работе так много всего, что я иногда не знаю, за что хвататься. Но основное внимание у меня на давно обещанный сборник по "Нечистой силе". Я задумал пять историй под одну обложку собрать, из них дописаны только две. Над третьей стараюсь хоть помаленьку работать каждый день, в основном мысленно. А будет она, естественно, о нечисти и чертовщине в современном мире, но на этот раз хочу сместить акцент с охоты на монстров на обычно умалчиваемые подробности этой работы. Вот об этом хочу написать, показать, что обычно остаётся за кадром в сериалах вроде "Сверхъестественное".

4. Представь, что в твою квартиру вломились спецназовцы с автоматами, и требуют писать только любовные романы или пристрелят на месте. Как там "вилкой в глаз или..."? Что ты выберешь?

Ахаха, тяжёлый выбор... На самом деле не вижу ничего плохого в любовных романах. Это же не в самом жанре дело, а в плохих авторах, которые его дискредетировали. Уверен, хороший любовный роман не меньше увлекает, чем какой-нибудь триллер. У меня даже есть мысли когда-нибудь себя в лавстори попробовать.

Но с другой стороны... я себе давным давно пообещал, что не буду писать одинаково и одно и тоже. Пиши я только любовные романы, рано или поздно исчерпал бы себя. А так как не писать я не умею, то, видимо, словил бы пулю.

5. Если бы ты выбирал другое творческое направление, помимо писательства, что бы это было? Музыка, живопись, кино или... А вдруг ты в глубине души танцор балета? :)

Самое интересно, что я в школе ходил и на рисование, и на танцы, ахаха. Не знаю, мне и самому интересно. Меня и музыка привлекает, и танец, и изобразительное искусство во всех его проявлениях, и кино с театром. Было бы круто однажды себя в каждом попробовать.

Учитывая, что вырос я в станице, где не было театра и негде было достать киноаппаратуру, отпадают актёр и режиссёр. Остаются музыка, танец и изо. Для танцев я не очень хорошо сложён физически. А всякую чертовщину проще визуализировать рисунком, чем музыкой. Так что, всего скорее, я бы стал рисовать комиксы. Но на самом деле мы этого уже никогда не узнаем.

6. Что самое интересное ты прочитал за последний год. Такое, чтобы прямо сказал "вот, рекомендую"?

Уф, спросил бы что полегче...
Чеховские повести рекомендую, особенно "Степь". Довлатовскую прозу, мне больше всего понравились "Иностранка" и "Зона". Прозу Замятина, но её больше писателям, которые увидят, что можно ещё и вот так. Книжку Павла Громова "Is интернета", зарисовки Даши Маликовой, бессюжетные, но очень душевные. Одно из самых ярких впечатлений связано с рассказом "Дикая капуста" Стаса Фёдорова, потрясающая вещь.

Открыл для себя прозу Сергея Иннера, сетевого писателя, тоже из Ростовской области. Рассказы у него не всем по душе, но написаны потрясающе. И подсел ещё на книжки издательства Чтиво, у того же Иннера там изданы сборник и антироман. У них неформат выходит, который в крупных издательствах издавать не захотели. Из их библиотеки, все без исключения книги советую.

7. Снова немного фантазии. Ты попадаешь в альтернативную реальность, в которой писатели могут влиять на нашу, но каждый может написать только одно событие, чтобы никому не было обидно. Что бы написал для нашего мира ты? Только не банальное, пожалуйста!

Не знаю даже, много всего в голове вертится. Первое, что на ум приходит, это написать нашему миру адекватности и отсутствия перегибов по всем фронтам. Особенно для политиков и радикальных активистов. Но, кажется, это ты и имел в виду под словом "банальное", да?

Знаешь, на самом деле мне очень обидно за писателей. В реестре профессий РФ даже нет такой профессии, что как-то несправедливо. Так что я бы, наверное, написал нашему миру большей справедливости по отношению к сочинителям.

8. Ты бы мог написать биографический рассказ от имени, к примеру, последней сосиски из пачки, так, чтобы было интересно, с философией и даже элементами экшна или хоррора?:)

Скорее да, чем нет. То есть, технически я могу это сделать, но только если я захочу, если мне будет интересно сделать такую вещь. Для меня всё строится именно на интересе.

Я стараюсь писать то, что сам бы хотел прочитать. А читать мне интереснее всё-таки про людей, потому и пишу я в основном про людей и то, что вокруг них. Я бы мог писать про сосиски, но мне не интересно было бы это читать, пусть даже и с философией, экшном, и хоррором.

9. Чего ты больше всего в жизни боишься?

Лет с пятнадцати боюсь оказаться забытым после смерти. В том плане, что боюсь прожить жизнь, не оставив о себе никакой памяти потомкам. Неуютно становится от мысли, что уже правнуки ничего кроме имени обо мне не будут знать, и то не факт. А если тебя не помнят, то выходит, что ты как будто и не жил вовсе, не было тебя. Вот это меня больше всего пугает. Забвение.

10. Когда станешь известным автором, и тебя будут узнавать, зазвездишься или нет?:)

Если честно, не уверен, что писатель вообще может зазвездиться. Звездится ведь обычно кто? Тот, кто в какой-то момент начинает верить людям, которые его превозносят и восхваляют. А писатель, как по мне, всегда больше слушает себя. Причём чаще того себя, кто без конца твердит, что ничего у тебя не выйдет, что ты бездарность, что никто не будет читать твою писанину. Вряд ли когда-нибудь мой внутренний голос перестанет подрывать мою уверенность в себе. Разве что после того, как обгоню по продажам Кинга и Роулинг.

11. Что самое фантастическое и невероятное/необъяснимое с тобой произошло в реальности?

Для меня до сих пор загадка, как работают "очки Кларка Кента".
Я с детства носил очки, но в техникуме на зимних каникулах впервые надел контактные линзы. Естественно, пришёл в ним на учёбу. Хотите верьте, хотите нет, но сходу меня не узнавал никто. Ни одногруппники, ни преподы. В тот день на каждой паре ко мне приглядывались и спрашивали у старосты: А что за новенький?

12. Как ты попал в Litera Nova? (Независимое издательство, прим.)

Точно не помню, но я где-то увидел объявление о конкурсном отборе в сборник "Грани времён", и решил отправить туда рассказ. Где-то через месяц-полтора мне написал тогдашний админ, сообщил, что я прошёл отбор. А я уже думать про это забыл. Расспросил его, что за конкурс, когда я туда отправил работу, только после этого вспомнил.

тот самый сборник
тот самый сборник

А потом после сборника админ предложил помогать с пабликом, заведовать стеной. А потом как-то так вышло, что админу стало не до паблика, и админом стал я. Вот такая вот история.

13. Какие планы по развитию своих и смежных проектов?

Планы грандиозные, и их множество. И каждому уже не первый год. Пока более менее регулярно выходит работать только на Литерой, публикуем рассказы, задружились с несколькими пабликами, завели общий дзен-канал, теперь вот наполняем площадки контентом. Хотим отладить работу, прежде чем думать над чем-то новым и масштабным. Скорее всего дальше будет новый коллективный сборник.

Что касается личных затей, то планы меняются чуть ли не каждый день. Как минимум, нужно реанимировать мой дзен-канал, а то совсем его запустил. Готовим потихоньку серию публикацию про Евгения Замятина, и по результатам будем корректировать дальнейшие планы.

14. Что от тебя ждать читателям в ближайший год?

Хотел бы я знать, чего мне от самого себя ждать.
Хочется верить, что в этом году от меня люди дождутся сборник и презентацию. Точно могу обещать лишь новые рассказы и миниатюры, оживший дзен-канал и... пару-тройку экспериментов с форматом и подачей. Но это пока сюрприз.

15. Как по-твоему, с какого момента можно считать себя популярным, известным? Тиражи, премии, что-то другое?

Мне кажется, популярность, признание — это когда твоё имя на слуху, а цитаты из твоих нетленок нет-нет да и вылезают в ленте Твиттера. А потом уже и тиражи, и переводы на иностранные, и премии, и экранизации и тому подобное.

16. Как относишься к критике и часто ли сам выступаешь в роли критика чужого творчества?

Критика это тоже форма признания. Если тебя критикуют, хвалят или ругают, это всякое лучше, чем равнодушие. Так что я очень рад любой критике, кроме неадекватной или оскорбительной.

Случается и покритиковать, не без этого. Особенно часто, в связи с Литерой. Туда шлют рассказы, и некоторым авторам мы предлагаем правки. Иногда и знакомые авторы присылают что-то заценить, иногда самому хочется, прочитав рассказ или повесть, написать рецензию. В критике нет ничего страшного, когда подходишь к ней с пониманием и без лишних эмоций.

Ник косплеет типичного писателя
Ник косплеет типичного писателя

17. Как умудряешься находить время для творчества? Насколько сложно выкроить пару часов времени, чтобы написать рассказ или главу?

Если честно, в последнее время я его не нахожу. После переезда (в Питер, прим.) свободного времени маловато остаётся, чтобы и отдохнуть после работы, и потом ещё плодотворно поработать.

Сейчас, когда более-менее освоился на новом месте, становится полегче, находятся свободные минуты в течение дня, когда можно набросать пару строк в заметки телефона или в блокнот. Но на полноценное написание пока не удаётся нормально засесть среди недели, только на выходных после пятидневки.

Два свободных дня хватает на рассказ или одну-две главы, а это уже неплохо, с этим можно жить.

---

Спасибо Никите за интересные ответы. Если вы хотите познакомиться поближе с его творчеством, загляните в его личный паблик «Записки из смартфона».

Спрашивал вопросы: Владислав Безлюдный
Отвечал ответы: Никита Нефёдов

Ждут вашего внимания:

«Ламповый поход из Кармана» — интервью с Владом Безлюдным

«Я написала — и ещё напишу!» — интервью с поэтом Яной Никиташ

«Я — Водолаз» — интервью с поэтом Александром Драло

«Тем, чем задумывалось, мы не стали. Стали тем, что нужно» — интервью с Машей Перфильевой