Через несколько дней после того, как военно-морской флот Китая ввел в строй свой самый большой и передовой надводный корабль, еще один на пути к достижению к 2035-му году численности в 420 кораблей, ключевые американские военные эксперты заявили Конгрессу, что США должны сформировать новую стратегию сдерживания Китая без использования ядерного оружия. Выступая в среду в Комитете по вооруженным силам Палаты представителей, бывший заместитель министра обороны по вопросам политики Мишель Флурной, бывший директор Объединенной группы по вопросам ускоренного приобретения военной техники Эндрю Хантер и отставной адмирал тыла Майкл Макдевитт предупредили, что Китай находится на пути к технологическому и морскому опережению Америки.
Три свидетеля предложили ряд конкретных рекомендаций по сохранению надежной гарантии безопасности от Америки своим союзникам в Тихом океане. «Военной целью номер один для Соединенных Штатов сегодня должно стать восстановление надежного сдерживания», – сказала Флурной, которая теперь возглавляет штат советников WestExec, – «В военном отношении возрождение конкуренции великих держав требует от США переосмысления того, как мы сдерживаем и, если необходимо, боремся и побеждаем в будущем конфликте с Китаем. Военное преимущество Америки быстро ослабевает в свете модернизационных усилий Китая».
Эти замечания прозвучали на следующий день после того, как главный офицер ВМС США заявил на ежегодном симпозиуме Ассоциации надводного флота, что его служба нуждается в большей доле военного бюджета, если она собирается идти в ногу с быстро растущим военно-морским флотом Китая. Но на слушаниях председатель комитета по вооруженным силам (House Armed Services Committee – HASC) Адам Смит заявил, что он хочет решений, которые не будут подпитывать гонку вооружений или чрезмерно истощать казну Америки. «Я думаю, что это ошибка – смотреть на проблему и говорить, что мы не можем ограничивать ресурсы, и что мы должны решать проблему любым доступным нам способом».
Численные цели, такие как 355 надводных кораблей для ВМС, устарели, утверждала Флурной, предполагая, что лучшей целью для военно-морских сил США будет способность удерживать китайский флот, то есть, создавать ему угрозу уничтожения, в течение 72 часов. Это может привести к тому, что в ближайшее время военно-морские силы США будут оснащать бомбардировщики В-2 противокорабельными ракетами большой дальности. В долгосрочной перспективе это может включать в себя размещение американских сухопутных войск с распределенной дальнобойной артиллерией или гиперзвуковыми ракетами, дислоцированными на островах Тихого океана, но вне пределов досягаемости ракетных систем Китая. «Я не предлагаю потопить китайский флот за один день. Я предлагаю, чтобы мы могли сказать им, что, если вы предпримете какой-либо акт агрессии, вы немедленно подвергнете риску весь свой флот», – заявляла Флурной, – «И это может быть очень хорошо в целях политики устрашения».
В беседе Флурной с сопредседателем группы по обороне С. Моултоном она поставила под сомнение сдерживающий эффект большого и дорогостоящего ядерного арсенала Америки. Флурной признала стратегическую ценность ядерных вооружений, но сказала, что их стоимость может истощить ассигнования, выделяемые на технологические разработки, добавив, что акцент должен делаться на соглашениях о контроле над вооружениями, обычном сдерживании и новых концепциях. Она заявила: – «Мы так и не проникли в китайское руководство и не достигли глубокого понимания их расчетов с тем, чтобы знать, как мы действительно можем повлиять на их затраты в ближайшей и в долгосрочной перспективах с тем, чтобы ясно понимать во что мы должны инвестировать. Большинство из будущих систем вооружений, если не все, не являются ядерными».
В октябре Коммунистическая партия Китая отметила 70-летие своего правления военным парадом, на котором были продемонстрированы ядерные ракеты, предназначенные для прорыва обороны США, и сверхзвуковой ударный беспилотный летательный аппарат, а также другие продукты двух десятилетий разработки оружия. Эта демонстрация высветила стратегические цели страны по вытеснению Соединенных Штатов как доминирующей державы из Азиатско-тихоокеанского региона и выдвижению притязаний на Тайвань, Южно-Китайское море и другие спорные территории.
Новые надводные корабли Китая. Военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая ввел в строй свой самый большой и передовой надводный военный корабль – первый 10 000-тонный эсминец типа 055, сообщило издание The Japan Times. Ожидается, что корабль будет сопровождать авианосцы в составе боевых групп, что среди специалистов считается шагом вперед, поскольку Пекин стремится действовать дальше от своих берегов в западной части Тихого океана.
Хотя цель Китая в области судостроения публично не объявлена, как считают военные наблюдатели он, вероятно, планирует иметь 420 кораблей к 2035-му году. Пекин приступает к развертыванию боеспособных экспедиционных сил, включающих морскую пехоту, крупные десантные корабли, авианосцы и суда материально-технического обеспечения, которые могут быть размещены по всему Тихому океану и вдоль побережья Африки. «Китай, конечно, не является выдающимся игроком в восточной части Тихого океана, Индийском океане, Средиземном море или Атлантическом океане, но он работает над этим», – сказал Макдевитт, специалист Центра военно-морских исследований, добавив, что Китай теперь имеет «второй по величине надводный флот в мире». По его мнению, вместо того, чтобы пытаться сопоставлять китайский корабль с американским кораблем, США должны работать над улучшением своего проблемного боевого корабля, а не списывать его в утиль (прибрежный боевой корабль Военно-Морского Флота «Габриэль Гиффордс» был развернут в сентябре с новой ударной ракетой, превратив LCS из малокалиберной концепции, пошедшей «наперекосяк», в угрозу китайским военным кораблям на значительных расстояниях).
Отвечая на вопрос о потенциальных областях инвестиций для Министерства обороны, Макдевитт предложил Вашингтону поощрять союзников в регионе, развивая, как Австралия, их способности противостоять китайским силам, препятствующим доступу кораблей других стран в спорные зоны, и увеличить число американских ядерных ударных подводных лодок, развернутых в регионе, с восьми до 15, причем четыре из них должны базироваться в Японии.
Пентагон также должен найти способ временно прервать способность Китая атаковать американские корабли, сказал Макдевитт, вероятно, с помощью помех или какой-то противоспутниковой войны. «Китай становится таким же зависимым, как и мы, от космоса, кибернетических сетей, и поэтому без способности наблюдать за открытым океаном они не могут использовать свои противокорабельные баллистические ракеты; они не знают, куда направить свою дизельную подводную лодку; они не знают, куда запустить свой самолет наземного базирования», – подчеркнул Макдевитт.
Кроме того, Китай может взломать американские системы с тем, чтобы помешать американским военным активам реагировать на кризис. Чтобы противостоять этому, утверждала Флурной, американские военные должны разработать свою передовую систему управления боем, которая, как надеются ВМС, позволит объединить информацию, собранную различными платформами, в общую картину боевого пространства. «Это потребует добиться определенных технологических достижений в области интеграции сенсоров, обработки данных, искусственного интеллекта, сетевой интеграции для всех различных шутеров и акторов, сетевой интеграции и облачных вычислений», – сказала она. Флурной также подчеркнул важную потенциальную роль беспилотных систем для разведки, наблюдения и разведки, нанесения ударов и борьбы с минами, а также сверхбольших подводных беспилотных летательных аппаратов.
Это совпало с широким обсуждением усилий Китая по экономическому и технологическому опережению Соединенных Штатов и того, как Пентагон должен противодействовать этому. Эксперты предложили идеи, которые помогут министерству обороны преодолеть трудности, связанные с быстрой адаптацией новых технологий и разработкой программного обеспечения, что будет означать создание новых гибких бюджетных органов, перевод денег с устаревших программ на новые технологии и поиск новых способов привлечения технических талантов.
Одна из проблем заключается в том, что инновационные коммерческие фирмы, которые получают чистое финансирование для своего развития от Пентагона, часто ждут в «Долине Смерти» решений о начале производства. Флурной предложила создать фонд для подобных фирм, занятых разработками в таких конкурентных областях, как искусственный интеллект, кибербезопасность и квантовые вычисления, как способ предотвратить давление со стороны своих инвесторов, чтобы уйти из департамента, а не ждать.
«Хотя Конгресс предоставил Пентагону ряд гибких полномочий для быстрого заключения контрактов, рабочая сила по приобретениям отстала в их использовании», – сказал Хантер, бывший директор Объединенной группы быстрого приобретения. Другой проблемной областью была бюрократическая волокита, связанная с перемещением денег между закупками, исследованиями и разработками, а также счетами по обслуживанию финансовых операций; и еще одна проблема заключается в том, что чиновники по закупкам слишком робки в отношении запуска новых стартапов. «Я пытаюсь придумать вежливый способ сказать это, – заявил Хантер, – «Никто не знает, что происходит с новыми стартапами: существует 15 различных определений того, что они собой представляют, и люди склонны придерживаться самого консервативного подхода, а это означает, что они постоянно придерживаются и ждут одобрения по поводу того, что должно быть продвинуто дальше».
Джо Гулд, агентство Ассошиэйтед Пресс.