Найти тему
Жить заново

Новая структура потребления ломает экономику

Оглавление

Модель потребления меняется! Торговля бьет тревогу!

Население страны стремительно стареет. Средний возраст жителей России – почти 40 лет. С изменением среднего возраста меняется и потребительское поведение, а значит, и вся экономика страны.

Что означает увеличение среднего возраста, если рассматривать этот показатель с точки зрения потребления?

  • большинство людей, перешагнувших 40-летний рубеж, уже имеют устроенный быт (квартиру, холодильник, дачу, машину, плохую или хорошую работу);
  • стареющие люди, в большинстве, не стремятся строить карьеру, и не строят долгосрочных планов;
  • рожали сорокалетние уже немного, а значит, траты на детей тоже ограничены.

Получается, что средний житель страны ни к чему не стремится!

Его удовлетворяет то положение дел, которое уже сложилось. Перспектив, на фоне увеличивающегося разрыва доходов между богатыми и бедными, не наблюдается, поэтому в обществе формулируется новая стратегия:

Минимализм в потреблении!

Зачем машина, если на такси в итоге дешевле. Зачем дача, если овощи и фрукты можно в магазине свободно купить. Зачем отдыхать за границей, если можно на речке шашлычок пожарить.

Драйвером потребления вещей всегда были активные товарищи – предприниматели. Но в условиях современного российского рынка получается, что недвижимость и успешный бизнес, вполне могут стать причиной наезда силовых структур, что обычно заканчивается потерей собственности, и хорошо, если не свободы. Поэтому активные или уехали, или поменяли активность на общий пассив с минимумом потребления. Те, кто остался, и еще зарабатывают, тоже не тратят – стало модно вкладывать в себя (духовный рост, здоровье).

С молодежью еще сложней:

  • новые потуги президента с выплатой денег за первого ребенка никак не повлияют на молодых. Рожать они не хотят, или рожают осознанно, но в возрасте после 30-35 лет;
  • они не стремятся к покупке недвижимости, т.к. более мобильны и готовы переезжать не только из одного города в другой, но и в другую страну;
  • главной целью поколения 90-х и 2000-х стала самореализация и удовольствие от жизни здесь и сейчас. Работа – продолжение увлечения, а деньги хоть и важны, но не являются самоцелью;
  • молодые не любят массовый продукт и скорее потратят деньги на хенд мэйд или прочий эксклюзив. Они с удовольствием путешествуют и повышают свой уровень образования, вместо покупки квартиры или машины.

В итоге общее потребление падает, розничные торговцы все чаще закрывают магазины, а автосалоны, который год фиксируют падение спроса.

И лучше уже не будет!

Будет по-другому!