Еще совсем недавно космическая фантастика о пришельцах с Марса или, наоборот, о покорении человеком Красной планеты были передовыми произведениями сначала в жанровой литературе, а потом и в кино. Но сегодня можно с горечью констатировать, что наш сосед перестал находиться в центре внимания режиссеров и сценаристов - в качестве места действия новых фантастических фильмов все чаще выбираются совсем иные небесные тела. Что случилось? Почему Голливуд перестал трепетать при упоминании Марса? Киновед в штатском предлагает свое видение заката "марсианских хроник"...
Казалось бы, мечты о Марсе должны толкать авторов на создание новых и новых историй, ведь тяга человечества к открытию и покорению новых территорий никуда не делась, притормозила немного после того, как на Земле не осталось белых пятен на карте, но затаилась где-то глубоко внутри. Затаилась, чтобы вспыхнуть с новой силой в новую, космическую эру - вселенная за пределами нашей планеты всегда была полна чарующих тайн, но лишь в прошлом веке мы стали заниматься этими тайнами достаточно плотно.
И на переднем плане этого космического интереса стоял именно Марс. Зловещая кроваво-красная точка на небе, одновременно пугающая и манящая, словно предлагающая себя в качестве первого шага на пути в дальний космос. Надежды на то, что с Марса начнется покорение галактики получили воплощение во многих литературных произведениях, а затем перекочевала и в кино, но теперь "пузырь" увлечения Красной планетой лопнул. Давайте разбираться - почему.
Одержимость фантастов Марсом началась с того, что итальянский астроном Джованни Скиапарелли в 1877 году выступил с предположением о том, что многочисленные марсианские каналы могли быть следами развитой инопланетной цивилизации. Для только зарождающегося жанра научной фантастики это стало настоящим прорывом - братья по разуму, оказывается, могли находиться не на далеких звездах, а на соседней с нами планете! Это же какой простор для фантазий, среди которых превалировали, конечно, самые разнообразные сценарии конфликта двух миров. Марс был достаточно близко для того, чтобы ожидать вторжения, но и достаточно далеко, чтобы сохранять интригу контакта.
Литература того времени буквально взорвалась "марсианскими хрониками": в 1880-м вышел роман "Через Зодиак" Перси Грега, затем Герберт Уэллс в 1897-м ударил своей "Войной миров", а после Берроуз циклом романов о Барсуме окончательно убедил публику в том, что марсиане спят и видят, как бы им покорить Землю. Первые шаги фантастики в киноиндустрии также видели в Марсе роскошную почву для создания увлекательных сюжетов: в 1910 году Томас Эдисон в фильме "Путешествие на Марс" запустил на Красную планету земного ученого, в 1918 году датчане выпустили грандиозную ленту с тем же названием, ну, и не будем забывать про нашу "Аэлиту", вышедшую в 1924 году и до сих пор впечатляющую начинающих кинематографистов.
Середина ХХ века стала подлинным расцветом космической фантастики, в которой Марсу уделялось особое место. Главной причиной для этого стали сначала Вторая мировая война, а затем война "холодная" - за вторжением из космоса скрывался ужас перед земной агрессией. Особенно красиво смотрелась параллель для американского читателя и зрителя 1960-х - Красная планета олицетворяла "красную угрозу".
Однако в 1965 году произошло событие навсегда перевернувшее представление о Марсе в фантастике - в июле космический зонд Маринер-4 пролетел над четвертой планетой Солнечной системы на расстоянии, достаточном для фотографирования поверхности. Тут-то и произошел перелом в сознании - появились первые доказательства того, что нет на Марсе ни инопланетных поселений, ни даже следов древних цивилизаций. Последующие многочисленные визиты земных механизмов на орбиту и поверхность Красной планеты лишь утвердили мысль - зеленокожих монстров с бластерами мы не увидим, в лучшем случае найдем следы давно погибших бактерий.
Безрадостное открытие моментально повлияло на Голливуд. Никто, конечно, не рассчитывал всерьез, что на Марсе обнаружатся города и страны, подобные нашим, но теперь у публики не осталось даже надежд на то, чтобы бурное воображение фантастов получило какое-то реальное воплощение - безжизненная каменюка уничтожила иллюзию. Переворот в отношении к Марсу тут же получил экранное воплощение - теперь уже не земляне ждали гостей с Красной планеты, они сами отправлялись ее покорять, как, например, в "Козероге-Один". Луну "Аполлоны" исследовали, следующий шаг - соседняя планета. В то же время, телескопы фантастов направились на иные космические тела - Марс перестал быть интересен, зато местом действия новых романов и фильмов стали Титан, Европа и Ганимед, спутники газовых гигантов Юпитера и Сатурна. Истории о противостоянии Земли и Марса с экранов исчезни, им на смену пришли сюжеты "Звездного пути" и "Доктора Кто", отправляющие героев в далекий космос.
Несмотря на заметно угасший к марсианам интерес, "большой Голливуд" даже в XXI веке не оставлял надежд что-то взять от Красной планеты, но чаще терпел крах, чем одерживал победы. Диснеевский "Джон Картер", даже оборвав все связи с Марсом в названии, стал одним из крупнейших кассовых колоссов на глиняных ногах. Анимационный фильм "Тайна красной планеты" стоил Disney сопоставимых потерь. "Красная планета", "Миссия на Марс", "Последние дни на Марсе" - самые разные студии, сценаристы и режиссеры делали попытки оживить мертвую космическую пустыню, но раз за разом вынуждены были признавать поражение. Даже пародийный "Марс атакует!" Тима Бертона, ориентированный на ностальгические настроения любителей классического сайфая, не окупился в прокате. Романтика исследования испарилась, тайна знакомства с соседями исчезла, очарование легендами развеялось...
Однако... Есть одна крохотная, но важная деталь, которая не позволяет нам пока полностью отмахнуться от Марса, как от скучного и ничего не сулящего мертвого мира в далеком темном космосе. Для фантастики Красная планета, пожалуй, умерла, но ее вполне можно использовать в качестве новой границы исследований на пути покорения человечеством Солнечной системы. Это означает только одно - Марс будет интересен, если будет не фантастичен, а реалистичен!
Главное подтверждение этому - успех "Марсианина" Ридли Скотта. Марс в этом фильме предстает не каким-то удивительным миром, он скорее похож на пустыню, исландское плато или изолированный антарктический аванпост. И зритель это воспринял гораздо более радушно, чем выдумки с монстрами и зелеными человечками - Марс больше не является в нашем сознании чем-то далеким и пугающим, теперь это еще одна точка на карте, которая стала предметом пристального изучения исследователей, как когда-то Америка, Австралия или Арктика. Сейчас Марсу предстоит играть очень сложную роль - в грядущих картинах авторы должны будут показать его одновременно доступным и таящим опасности. И так будет ровно до тех пор, пока на поверхность нашего соседа не ступит нога человека - тогда фантастике придется окончательно перевести фокус на дальний космос. Чтобы быть интересным жанр должен постоянно идти на два шага впереди реальности...
Смотрите в космос и ходите в кинотеатры! Увидимся там или там.