Найти в Дзене
Киновед в штатском

Почему Голливуд разлюбил Марс?

Еще совсем недавно космическая фантастика о пришельцах с Марса или, наоборот, о покорении человеком Красной планеты были передовыми произведениями сначала в жанровой литературе, а потом и в кино. Но сегодня можно с горечью констатировать, что наш сосед перестал находиться в центре внимания режиссеров и сценаристов. Что фантасты искали на Марсе и почему разочаровались в нем - разбираемся вместе

Еще совсем недавно космическая фантастика о пришельцах с Марса или, наоборот, о покорении человеком Красной планеты были передовыми произведениями сначала в жанровой литературе, а потом и в кино. Но сегодня можно с горечью констатировать, что наш сосед перестал находиться в центре внимания режиссеров и сценаристов - в качестве места действия новых фантастических фильмов все чаще выбираются совсем иные небесные тела. Что случилось? Почему Голливуд перестал трепетать при упоминании Марса? Киновед в штатском предлагает свое видение заката "марсианских хроник"...

Поверхность Марса через объектив марсохода
Поверхность Марса через объектив марсохода

Казалось бы, мечты о Марсе должны толкать авторов на создание новых и новых историй, ведь тяга человечества к открытию и покорению новых территорий никуда не делась, притормозила немного после того, как на Земле не осталось белых пятен на карте, но затаилась где-то глубоко внутри. Затаилась, чтобы вспыхнуть с новой силой в новую, космическую эру - вселенная за пределами нашей планеты всегда была полна чарующих тайн, но лишь в прошлом веке мы стали заниматься этими тайнами достаточно плотно.

И на переднем плане этого космического интереса стоял именно Марс. Зловещая кроваво-красная точка на небе, одновременно пугающая и манящая, словно предлагающая себя в качестве первого шага на пути в дальний космос. Надежды на то, что с Марса начнется покорение галактики получили воплощение во многих литературных произведениях, а затем перекочевала и в кино, но теперь "пузырь" увлечения Красной планетой лопнул. Давайте разбираться - почему.

Марсианские города глазами художников
Марсианские города глазами художников

Одержимость фантастов Марсом началась с того, что итальянский астроном Джованни Скиапарелли в 1877 году выступил с предположением о том, что многочисленные марсианские каналы могли быть следами развитой инопланетной цивилизации. Для только зарождающегося жанра научной фантастики это стало настоящим прорывом - братья по разуму, оказывается, могли находиться не на далеких звездах, а на соседней с нами планете! Это же какой простор для фантазий, среди которых превалировали, конечно, самые разнообразные сценарии конфликта двух миров. Марс был достаточно близко для того, чтобы ожидать вторжения, но и достаточно далеко, чтобы сохранять интригу контакта.

Каналы на марсианской поверхности
Каналы на марсианской поверхности

Литература того времени буквально взорвалась "марсианскими хрониками": в 1880-м вышел роман "Через Зодиак" Перси Грега, затем Герберт Уэллс в 1897-м ударил своей "Войной миров", а после Берроуз циклом романов о Барсуме окончательно убедил публику в том, что марсиане спят и видят, как бы им покорить Землю. Первые шаги фантастики в киноиндустрии также видели в Марсе роскошную почву для создания увлекательных сюжетов: в 1910 году Томас Эдисон в фильме "Путешествие на Марс" запустил на Красную планету земного ученого, в 1918 году датчане выпустили грандиозную ленту с тем же названием, ну, и не будем забывать про нашу "Аэлиту", вышедшую в 1924 году и до сих пор впечатляющую начинающих кинематографистов.

Постер фильма "Война миров"
Постер фильма "Война миров"

Середина ХХ века стала подлинным расцветом космической фантастики, в которой Марсу уделялось особое место. Главной причиной для этого стали сначала Вторая мировая война, а затем война "холодная" - за вторжением из космоса скрывался ужас перед земной агрессией. Особенно красиво смотрелась параллель для американского читателя и зрителя 1960-х - Красная планета олицетворяла "красную угрозу".

Однако в 1965 году произошло событие навсегда перевернувшее представление о Марсе в фантастике - в июле космический зонд Маринер-4 пролетел над четвертой планетой Солнечной системы на расстоянии, достаточном для фотографирования поверхности. Тут-то и произошел перелом в сознании - появились первые доказательства того, что нет на Марсе ни инопланетных поселений, ни даже следов древних цивилизаций. Последующие многочисленные визиты земных механизмов на орбиту и поверхность Красной планеты лишь утвердили мысль - зеленокожих монстров с бластерами мы не увидим, в лучшем случае найдем следы давно погибших бактерий.

Фото Марса, сделанное "Маринером-4"
Фото Марса, сделанное "Маринером-4"

Безрадостное открытие моментально повлияло на Голливуд. Никто, конечно, не рассчитывал всерьез, что на Марсе обнаружатся города и страны, подобные нашим, но теперь у публики не осталось даже надежд на то, чтобы бурное воображение фантастов получило какое-то реальное воплощение - безжизненная каменюка уничтожила иллюзию. Переворот в отношении к Марсу тут же получил экранное воплощение - теперь уже не земляне ждали гостей с Красной планеты, они сами отправлялись ее покорять, как, например, в "Козероге-Один". Луну "Аполлоны" исследовали, следующий шаг - соседняя планета. В то же время, телескопы фантастов направились на иные космические тела - Марс перестал быть интересен, зато местом действия новых романов и фильмов стали Титан, Европа и Ганимед, спутники газовых гигантов Юпитера и Сатурна. Истории о противостоянии Земли и Марса с экранов исчезни, им на смену пришли сюжеты "Звездного пути" и "Доктора Кто", отправляющие героев в далекий космос.

Кадр из фильма "Козерог-Один"
Кадр из фильма "Козерог-Один"

Несмотря на заметно угасший к марсианам интерес, "большой Голливуд" даже в XXI веке не оставлял надежд что-то взять от Красной планеты, но чаще терпел крах, чем одерживал победы. Диснеевский "Джон Картер", даже оборвав все связи с Марсом в названии, стал одним из крупнейших кассовых колоссов на глиняных ногах. Анимационный фильм "Тайна красной планеты" стоил Disney сопоставимых потерь. "Красная планета", "Миссия на Марс", "Последние дни на Марсе" - самые разные студии, сценаристы и режиссеры делали попытки оживить мертвую космическую пустыню, но раз за разом вынуждены были признавать поражение. Даже пародийный "Марс атакует!" Тима Бертона, ориентированный на ностальгические настроения любителей классического сайфая, не окупился в прокате. Романтика исследования испарилась, тайна знакомства с соседями исчезла, очарование легендами развеялось...

Кадр из фильма "Джон Картер"
Кадр из фильма "Джон Картер"

Однако... Есть одна крохотная, но важная деталь, которая не позволяет нам пока полностью отмахнуться от Марса, как от скучного и ничего не сулящего мертвого мира в далеком темном космосе. Для фантастики Красная планета, пожалуй, умерла, но ее вполне можно использовать в качестве новой границы исследований на пути покорения человечеством Солнечной системы. Это означает только одно - Марс будет интересен, если будет не фантастичен, а реалистичен!

Кадр из фильма "Марсианин"
Кадр из фильма "Марсианин"

Главное подтверждение этому - успех "Марсианина" Ридли Скотта. Марс в этом фильме предстает не каким-то удивительным миром, он скорее похож на пустыню, исландское плато или изолированный антарктический аванпост. И зритель это воспринял гораздо более радушно, чем выдумки с монстрами и зелеными человечками - Марс больше не является в нашем сознании чем-то далеким и пугающим, теперь это еще одна точка на карте, которая стала предметом пристального изучения исследователей, как когда-то Америка, Австралия или Арктика. Сейчас Марсу предстоит играть очень сложную роль - в грядущих картинах авторы должны будут показать его одновременно доступным и таящим опасности. И так будет ровно до тех пор, пока на поверхность нашего соседа не ступит нога человека - тогда фантастике придется окончательно перевести фокус на дальний космос. Чтобы быть интересным жанр должен постоянно идти на два шага впереди реальности...

Смотрите в космос и ходите в кинотеатры! Увидимся там или там.