Столько лет наблюдаю за уродованием системы образования в нашей стране. И уж поверьте, дело далеко не во власти, а в тех, кто пришел в школы. Сразу договоримся, что я не обобщаю ВСЕХ учителей. Я молюсь на истинных педагогов, я хороший контактный родитель, существующий в тандеме с учителем. Мне не все равно, какими будут мои дети людьми и специалистами. Я не перекладываю воспитание моих детей на учителей. Но…
Конечно, всегда есть это «Но». Я не считаю верным, что учебный процесс – это оказываемая школой услуга. И я несказанно рада, что на пути моих детей редко встречались педагоги, которые оказывали эту услугу.
Школа, детский сад – это, то место, где наши дети проводят больше время днем, чем дома. И раз учитель берет ответственность за жизнь и здоровье детей на себя, временно возлагая эти родительские функции на свои плечи, то неотъемлемой частью этих функций идет образование и воспитание.
Воспитание – это не только применение наказаний и поощрений, но и научение собственным примером.
Учитель просто по определению должен учить не только науке, но и нормам поведения, мышления, восприятия и реагирования на мир. Иначе, если учитель не воспитывает, то, как он может требовать от ребенка это воспитание. Опять оговорюсь, с родителей не снимается их прямая обязанность и ответственность в воспитании детей. В первую очередь это мы обязаны, но и педагоги важны… им доверили самое важное, наших детей, их здоровье, их разум.
Другой вопрос, как должно выглядеть это воспитание со стороны учителя? Что вы хотите видеть? Или, что и как вы себе представляете, воспитание вашего ребенка учителем? Здесь мне очень интересно услышать ваше мнение.
Мне кажется, что очень важно воспитание личным примером. Ну, согласитесь, не логично лежать на диване, ничего не делать, но при этом требовать от ребенка трудолюбия. Примеры бывают двух типов: «я плохо учился в школе, мне было сложно дальше получить образование, которое я получил или куда меня взяли, и я вынужден всю жизнь работать тем, кем не хотел, не повторяй моей ошибки», или, « я всю жизнь учился, я выбрал и поступил в тот вуз, в который хотел, я работаю и добиваюсь на работе того, что хочу».
Это как два основных личных примера для ребенка. Конечно, не маловажным примером в воспитании идет и такой собственный пример, что «я был глуп или мне некому было подсказать, я плохо окончил школу, учился в вузе, куда просто взяли, но я не хотел так жить дальше, потому я взял себя в руки, самостоятельно заполнил пробелы в знаниях и получил еще одно образование, поменял свою судьбу».
Но это все родительский пример. А должны ли учителя, (не люблю эти слова о долге) приводить примеры детям из своей жизни? Нужно ли такое общение учителю, ученику? На сколько можно допустить в «лично» постороннего ребенка? Как вы думаете?
Мне кажется, что в этом что-то есть. Ведь дети, особо подростки уверены, что взрослые прямо так и родились, взрослыми, никогда не были подростками. Не влюблялись, не страдали, не списывали, не ошибались. И, возможно, по этой причине так «глухи» к наставлениям взрослых.
Я очень хорошо помню, когда мама отдала мне свои дневники, которые вела в 16 лет. Я прочитала их, в запой. Как самую интересную книгу и вдруг осознала, что моя мама была такой же, как я, с ней происходили примерно те же вещи, что и со мной. В тот момент я перестала принимать маму как врага (ох уж этот отстойный пубертат).
Возможно, потому и стоит быть учителю вовлеченным в жизнь своих учеников, и вовлекать их (предельно корректно, конечно, не переходя черту).
Так важно ли воспитание педагогом наших детей? Или стоит придерживаться линии «отвел урок, а дальше не мое дело»?