Найти тему

Мудрость - главное богатство ингушей

События девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого века пронеслись огненной колесницей по судьбе ингушского народа. В этих событиях ингуши стали заложниками политических игр, из которых с наименьшими потерями им помогла выйти народная мудрость. Народная мудрость помогла не только выйти с наименьшими потерями, но и сохранить национальное самосознание, язык, культуру и обрести в конце двадцатого века самостоятельность.

В девятнадцатом веке ингуши, наряду с другими народами Северного Кавказа принимали активное участие в так называемой Кавказской войне 1817-1864 годов, ослабляя тем самым Российскую империю, которая вынуждена была использовать значительные военные силы на Северном Кавказе. С середины 1830-х годов конфликт обострился в связи с возникновением в Дагестане (а в 1840 году и в Чечне и Ингушетии) религиозно-политического движения под флагом газавата, которое получило моральную и военную поддержку Османской империи, а во время Крымской войны – и Великобритании. История учит тому, что, говоря о сущности войны, надо искать кому она было выгодна, на тот момент эта война была выгодна Османской империи и Великобритании, которые были заинтересованы в ослаблении России, а о судьбах народов, которые участвовали в Кавказской войне они не задумывались.

После Кавказской войны территория горских народов стала активно заселяться Терским казачьим войском. Немым напоминанием этого заселения остался тот факт, что ряд сельских населенных пунктов называется станицами. Станица Вознесенская, Троицкая, Нестеровская в Ингушетии. Естественно, что отношения между ингушами и казаками, которые в Кавказскую войну смотрели друг на друга через винтовочный прицел не были идеальными. Вдобавок к этому казаки на правах победителя занимали территорию горцев Северного Кавказа. Но мудрость ингушского народа позволила им мирно сосуществовать друг с другом.

-2

Очередная политическая интрига была уже предпринята в гражданскую войну. Как известно большая часть казачества поддержала белое движение, а ингушей переманили на сторону Советской власти обещаниями вернуть земли, занятые терским казачьим войском. За поддержку Советской власти ингуши заплатили сполна. В гражданской войне погибло много сыновей Ингушетии. Как писал в своих мемуарах один из лидеров белого движения Антон Иванович Деникин именно в Ингушетии было остановлено его продвижение по России.

Советская власть сдержала свое обещание 7 ноября 1924 года, образовав из Ингушской национальной области, упраздненной Горской АССР, Ингушскую автономная область. Центром области был назначен город Владикавказ, который не входил в состав области, а имел статус автономного города и являлся также центром Северо-Осетинской автономной области. Но меньше чем через десять лет 15 января 1934 года Ингушская автономная область была объединена с Чеченской автономной областью в Чечено-Ингушскую АО.

На этом испытания не закончились. Одним из самых серьезных испытаний стала депортация ингушей в Казахстан и Киргизию в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. В ходе выселения и первые годы после него погибли примерно 23 тысячи ингушей, то есть примерно каждый четвёртый. В качестве причин депортации официально назывались массовое сотрудничество с оккупантами, антисоветская деятельность и бандитизм. Однако ингуши физически не могли сотрудничать с оккупантами ввиду отсутствия оккупации. Фашисты смогли захватить лишь незначительную часть Малгобекского района и довольно скоро были выбиты оттуда. Реальные причины депортации трудно установить. Носители этих секретов уже давно ушли в иной мир и забрали с собой ответы на них. Естественно жизнь вдали от родных мест была несладкой, но справедливости ради следует отметить, что власти Казахстана и Киргизии и местное население, несмотря на военное время, сделали много для того, чтобы спецпоселенцы, как их официально называли, чувствовали себя как можно лучше. Не случайно, ингуши и чеченцы с большим уважением отзываются о Казахстане и Киргизии, называя эти страны второй родиной, а казахов и киргизов своими братьями. В основе такого уважительного отношения друг к другу лежит не только мудрость местного населения, но и мудрость ингушского народа, позволившая им выжить в условиях депортации.

-3

Только 9 января 1957 года указами Президиумов Верховных Советов СССР и РСФСР через почти 13 лет была восстановлена Чечено-Ингушская АССР и было разрешено возвратиться чеченцам и ингушам. Несмотря на то, что путь домой – это счастье, но на долю ингушей выпали очередные испытания. Так как после восстановления Чечено-Ингушской АССР Пригородный район вошел в состав Северной Осетии, аналогичная судьба ждала часть Назрановского и Малгобекского районов. Предпринимались попытки продать депортированным семьям их же имущество, после возвращения домой бывшие спецпоселенцы становились очевидцами, когда в их отсутствие были осквернены предметы культа. Не скатиться на бытовое выяснение отношений и последующие массовые беспорядки помогла мудрость ингушского народа, который в очередной раз стал жертвой обстоятельств.

-4

Но, к великому сожалению, на этом испытания не закончились. Мало кто знает, но в стабильное и предсказуемое советское время, когда уровень правопорядка был очень высоким в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) имели место массовые беспорядки. Так, 24-26 октября 1981 года в Орджоникидзе похороны таксиста-осетина, предположительно ставшего жертвой преступника-ингуша (хотя преступник не имеет национальности), переросли в массовые беспорядки. Для наведения порядка в Орджоникидзе было введено большое количество частей МВД и Минобороны. В 1982 году Совет Министров СССР издал постановление (№ 183) «Об ограничении прописки граждан в Пригородном районе Северо-Осетинской АССР». Это постановление применялось фактически только в отношении ингушей. По сути дела, очередная несправедливость легла тяжелым шрамом на душу ингушского народа. Ведь если преступление было совершено ингушом, то советские правоохранительные органы должны были найти виновного, привлечь к ответственности и назначить наказания. Почему должны были страдать невинные люди, которые не могли жить со своими родными и близкими? Так, рассуждало большинство здравомыслящих людей. В очередной раз народная мудрость заставила встать выше над ситуацией.

Не побоюсь этого слова, но массовый гражданский подвиг ингушским народом был совершен в 1991 году. В то время, когда СССР фактически уже перестал существовать 30 ноября 1991 года состоялся всенародный ингушский референдум по вопросу восстановления ингушской государственности путем образования Ингушской Республики в составе РСФСР. По сведениям комиссии по референдуму, опубликованным в СМИ, из 92 тысяч человек (70 % взрослого населения ингушей) желание создать свою республику подтвердили 97,4 % участвовавших в референдуме. 4 июня 1992 года Верховным Советом РФ принят Закон «Об образовании Ингушской Республики в составе Российской Федерации». Создание республики было внесено на утверждение Съезда народных депутатов Российской Федерации. 10 декабря 1992 года съезд народных депутатов утвердил образование Ингушской Республики и внес соответствующую поправку в Конституцию Российской Федерации – России (РСФСР) 1978 года, Чечено-Ингушетия официально была разделена на Ингушскую республику и Чеченскую республику. Этот закон был опубликован 29 декабря 1992 года в «Российской газете» и вступил в силу 9 января 1993 года по истечении 10 дней со дня официального опубликования.

Этим гражданским подвигом они сказали: «Мы уважаем все народы, испытываем братские чувства к чеченскому народу, но хотим жить самостоятельно». На просторах бывшего СССР мало кто отважился на такой коллективный гражданский подвиг и мало кому удалось его довести начатое до конца, а также мало кто смог цивилизованно «разойтись», не ущемив свои и чужие интересы. В очередной раз мудрость взяла вверх над эмоциями.

Герб Ингушетии
Герб Ингушетии

Еще одним испытанием, выпавшим на долю ингушского народа, стали события осени 1992 года. С 30 октября по 6 ноября 1992 года в Северной Осетии на территории Пригородного района и части города Владикавказа в результате обострения межнациональных отношений между осетинами и ингушами, - как проживающими в Осетии, так и жителями Ингушетии, - произошел вооруженный конфликт. Конфликт быстро перерос в массовые беспорядки, сопровождавшиеся погромами, разрушениями, поджогами, вооруженным сопротивлением власти, убийствами, захватом заложников и другими насильственными действиями.

Не берусь судить кто был прав, а кто виноват, но мудрость лидеров двух республик позволила избежать дальнейшего кровопролития и строить будущую жизнь по принципу: «Худой мир лучше доброй ссоры».

Еще одни испытания, выпавшие на долю ингушей и ставшие образцом гуманизма, братства и жертвенности стали события периода так называемой первой и второй чеченской кампании, когда Ингушетия приняла массовый поток беженцев из Чечни, предоставляя кров и делясь куском хлеба. Многие ингушские семьи по аналогии с печальной депортацией уплотнились в своих домах и взяли кто сколько смог чеченцев на полное обеспечение. Хотя для страны это были бедные девяностые годы, когда люди стояли даже в очереди за хлебом.

Во имя своего народа и во имя мира на Северном Кавказе, образец личного мужества продемонстрировал экс-президент Республики Ингушетия Руслан Султанович Аушев 2 сентября 2004 года, приняв участие в переговорах с террористами, захватившими заложников в школе № 1 г. Беслана. Руслан Султанович Аушев стал единственным, кому боевики позволили прийти непосредственно в школу. Подвергая свою жизнь риску, он провёл в здании школы напряжённые переговоры с главарём банды Русланом Хучбаровым, в результате которых ему удалось добиться освобождения одиннадцати женщин с грудными детьми (всего – 26 человек). Руслан Султанович Аушев лично вынес из школы шестимесячную заложницу Алёну Цкаеву, мать которой осталась со своими старшими детьми в спортзале и погибла на следующий день.

Курорт Армхи
Курорт Армхи

Можно было бы много говорить о мудрости ингушского народа, с которой они переживают жизненные перипетии, с избытком выпавших на их долю. Но одно можно сказать с большой уверенностью ингушский народ дал нам много уроков, от которых нельзя отмахиваться, а которые надо учить и запоминать. К сожалению, о многих исторических уроках мы забываем, а забывать эти уроки нельзя. Как сказал в свое время фронтовик – учитель истории: «Дети! Запомните! Как только вы забудете эту войну, так сразу ждите новую!».