Кроме того, что я бабушка и "сбитый летчик" (надеюсь, временно) - я еще и юрист с 25 летним стажем. И ко мне по старой дружбе обращаются знакомые, когда нужно быстро и бесплатно помочь по правовому вопросу.
В этот раз обратилась приятельница, тоже бабушка, по школьной тематике. Дело в том, что на днях внук принес из школы отпечатанные на принтере бумажки и сказал что классная руководительница велела подписать у родителей и вернуть.
А родители как почитали - схватились за голову и обратились ко мне.
Впрочем, все по порядку.
На прошлой неделе Сережа (назовем так внука приятельницы), тоже кстати третьеклассник как и мой Митька, рассказал вечером маме, что сегодня у него не было урока пения как у всех. Вместо урока классная вывела его из класса, велела идти с ней и привела ее к какой то женщине, сидевшей в пустом классе. Учительница велела Сереже ответить на все вопросы женщины и ушла. Вопросы и ответы длились на протяжении всего урока, после чего Сережа вернулся в класс и продолжил занятия вместе со всеми.
Когда мама спросила у Сереже - о чем были вопросы, мальчик ответил что все разные.Какие то на знание математики, какие то - загадки. Еще спрашивали какое сегодня число, день недели и как зовут родителей.
По всем приметам мама (профессиональный педиатр) опознала психологическое тестирование и тут же позвонила классной руководительнице сына. Для желающих посокрушаться как злые родители обрывают телефоны учителей поздно вечером - было не поздно, где то в начале восьмого вечера.
Учительница как то странно замялась, потом сказала, что сама была не в курсе (!) что ее поставили перед фактом необходимости тестирования детей из ее класса, у которых имеются "двойки" и "Тройки" и что она ничего не могла поделать - приказ руководства. Директор принял на работу специалиста-дефектолога и его нужно обеспечить работой.
Я сказала что это уже было явное нарушение закона - хоть по плану хоть внезапно нужно получить предварительное согласие родителей на психологическое тестирование ребенка, иначе результаты тестирования просто не законны. И еще это незаконное вмешательство в личную жизнь, нарушение конституционных прав.
А через несколько дней Сережа принес этот странный договор.
Начнем с того, что договор был в одном экземпляре. То есть, подписав договор, мама Сережи больше бы его никогда не увидела - его бы подшили в дело школы. Но в дальнейшем администрация получила бы возможность ссылаться на него - "Вы же сами добровольно дали согласие!" Знаем мы эти штучки 😡
Второе - название договора "Об оказании психолого-педагогической помощи обучающемуся". То есть, уже презюмируется, что Сереже нужна отдельная психологическая помощь, которую в рамках обычного учебного процесса школа организовать не может? У мальчика нет никаких отклонений в развитии, он занимался на подготовительных курсах, ходил к логопеду и как все перед школой проходил тестирование у школьного психолога - установлено развитие по возрасту без отклонений.
Третье - редакция предмета договора, "об чем спич". - "реализация прав в соответствии с ч. ст 42 Федерального закона об образовании в РФ на психолого-педагогическую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации". Из чего можно сделать следующие выводы. Во-первых, та неизвестная женщина таки установила в результате тестирования наличие "трудностей" и теперь они уже окончательно фиксируются как действительно существующие. Во-вторых, заключение договора - это осуществление права, а не обязанность родителя. То есть подписание договора возможно только на добровольной основе.
Четвертое - по договору школа берется, помимо прочего за психолого-педагогическую диагностику - обследование специалистами ППк. Кто такие ППк? Но факт то, что то обследование, которое проводилось с Сережей на прошлой неделе без согласия родителей - явно недействительно. Поэтому и потребовалось его включить в договор чтобы узаконить задним числом.
Пятое - по договору "исполнитель" то есть школа вправе самостоятельно выбирать средства, формы и методы оказания психолого-педагогической помощи обучающемуся. Еще два интересных вопроса.
1. А что, школа - это филиал психдиспансера, у нее в штате квалифицированные специалисты по оказанию психологической помощи? Разве такая помощь не должна осуществляться на основании специальной лицензии?
2. Что это за средства, формы и методы психологической помощи? Психотропы? Почему родитель должен априори подписывать согласие на любые формы "помощи"?
В общем, высказала я приятельнице свои сомнения и рекомендовала воздержаться от подписания бумаг, пока не поговорят лично в школе и с классной руководительницей, и с дамой, проводившей без разрешения тестирование (кто она вообще? Какая у нее квалификация?) и желательно - с директором тоже. От школы договор - то он подписывает...
Мама Сережи так классной руководительнице сына и сообщила. На что получила послание по Вотсаппу следующего содержания:
"данные документы разработаны и рекомендованы городским методическим центром. В случае отказа от занятий со специалистами вам надо будет написать заявление на имя директора в свободной форме с указанием причины"
Ну как, лихо? Из ПРАВА родителя на получение дополнительной психологической помощи своему ребенку (если это необходимо) сделали ОБЯЗАННОСТЬ и уклонение от этой обязанности велели обосновать в письменном виде.
В общем моя приятельница собирается посетить школу и узнать что там вообще творится.
Но вообще эта ситуация очень настораживает.
Это вам уже не пометки красной ручкой в тетради ребенка! Тут опаснее. Неизвестно кто на основании неизвестно по какой методике проведенного тестирования устанавливает, по сути дела, отклонения в развитии ребенка. А школа потом требует от родителей, чтобы они признали эти отклонения и приняли "психологическую помощь", причем виды и формы этой помощи неизвестны, но школа их выбирает по собственному усмотрению. Так приходишь домой, а так ребенок в смирительной рубашечке сидит и слюни пускает как известный персонаж из "Перелетевшего через кукушкино гнездо"!
А у вас было что то подобное? И что вы об этом думаете?