Сегодня в интернете существуют сервисы, позволяющие авторам, художникам и блогерам предлагать аудитории контент за деньги. Самые известные — Patreon и Boosty. Журнал Яндекс.Дзена узнал у блогера, подкастера и создателя Масяни, можно ли прожить на донаты, что не так с краудфандингом и почему нельзя злоупотреблять щедростью аудитории.
Олег Куваев, автор и создатель мультсериала «Масяня»
О Patreon я узнал в 2013 году. Но не спешил идти туда. Когда у тебя всего одна попытка для старта, будет сложно снова набрать аудиторию, если облажался. Я считал, что пока не готов, поэтому два года собирал деньги на Planetа.ru, и меня это устраивало. Но все закончилось, когда отрасль стали законодательно регулировать — количество бумажек росло, потери при переводе на счета стали выше, да и в целом стало не очень удобно.
Я перебрался на американский краудфандинговый проект Indiegogo. Здесь я пробыл полтора года. Но на Indiegogo невозможно продвигать неанглоязычные проекты. Со временем с ними просто стало сложно работать: росли сроки перевода денег, упало качество обратной связи. Однажды я получил деньги только через три месяца после окончания срока сбора. Тогда я понял, что краудфандинг мне не подходит, так как он заточен под разовые проекты. Я же делаю сериал и вынужден начинать новую кампанию под каждую серию, заново рассказывая о себе. На это уходило много времени.
На Patreon я пришел полгода назад. Сейчас я зарабатываю здесь не менее двух тысяч долларов в месяц (329 патронов — так называют жертвователей на Patreon). Это меньше, чем нужно на производство одной длинной серии «Масяни», но позволяет мне наладить регулярный выпуск и рассчитывать на эту сумму (я слежу, чтобы доходы не падали ниже этого значения).
Патроны уходят: люди устают от тебя или у них кончаются деньги. Для того чтобы удержать их, нужно предлагать эксклюзивные вещи. Сейчас они получают новые серии «Масяни» на три дня раньше остальных, кроме того, я специально записываю видео: показываю процесс работы или отправляю простое обращение вроде поздравления с Новым годом. Я делаю это нечасто, хотя в идеале нужно не реже одного раза в неделю.
Алексей Ларкин, один из создателей подкаста «Русские вперед»
В подкасте трое ведущих обсуждают современную культуру и новостную повестку с точки зрения «современных молодых консерваторов».
Подкаст появился в апреле 2019 года, и мы сразу решили: он будет платным. Понимали, что за деньги нужно выдавать хороший продукт, поэтому вложились в дизайн, технику и рекламу. И уже через три месяца начали покрывать эти расходы донатами.
Сейчас у нас 87 патрона, и мы ежемесячно получаем в среднем 15 тысяч рублей. Заработок нестабильный, но каждый месяц сумма немного увеличивается. У нас нет взрывного роста аудитории: приходят новые слушатели, кто-то из старых уходит, это нормально. Главное, что все же каждый месяц прибавляется пять-шесть новых патронов.
Продвигать аккаунт внутри самой системы невозможно, поэтому мы делаем эксклюзивный контент и продвигаем его во «Вконтакте», Ютьюбе и Твиттере. К примеру, в одном сезоне 12 выпусков. Четыре из них мы выкладываем в общий доступ. Также делаем трейлеры выпусков для Ютьюба и «Вконтакте». Люди должны понимать, за что они будут платить деньги.
Все выпуски с гостями бесплатные. Нам кажется, нельзя зарабатывать на приглашенных спикерах. Самые удачные передачи мы со временем выкладываем в общий доступ для привлечения «холодной» аудитории.
Часто блогеры публикуют номера банковских карт с призывом перечислять деньги. Мы так делали, когда нам срочно понадобились средства из-за проблем со студией. Обратились к подписчикам в Твиттере — они собрали нам нужную сумму. Но нельзя просить деньги просто так, «на жизнь», это плохо сказывается на имидже. Должна быть веская причина. Помощь, к слову, может быть не только финансовой. Вам могут помочь найти героя, информацию или сделать несложный дизайн. Во всех случаях главное — честность и прозрачность.
Вика Кисимяка, создательница и автор ютьюб-каналов «Кисимяка» и «Кисимяка live»
Аудитория обоих каналов превышает 900 тысяч человек. Автор рассказывает о комиксах, супергероях и новостях гик-индустрии.
Я завела канал в 2014 году. Тогда я часто стримила за донаты — и довольно удачно: дважды собрала средства на поездку на московские гик-фестивали и один раз на осветительную технику. В 2014-м у меня было три подписчика, которые переводили деньги напрямую: на микрофон и косплей-костюм. Но на постоянной основе это не работает, у людей просто заканчиваются деньги.
В 2017 году я зарегистрировалась на Patreon. Тогда у ютьюб-видео на комикс-тематику падали просмотры, и я не могла продавать рекламу. Для того чтобы не отказываться от таких роликов, но и не волноваться о доходах, я предложила подписчикам смотреть их на Patreon. Потом я перевела туда свое шоу «Вечерний Урурургант». Его просмотры тоже падали, но подписчики просили продолжать снимать. Теперь это основной двигатель моих закрытых платформ.
В целом я особо не делю контент. На Patreon выходят почти те же ролики, что и на Ютьюбе, но без рекламы и с ранним доступом. Кроме того, люди получают близкий доступ к автору — многим это важно.
Patreon неудобен для русских: нет работы с платежными системами, цен в рублях, русского языка. Многие пугаются из-за расчетов в долларах. Поэтому я создала аккаунт на Boosty — там этих минусов нет. Сейчас у меня 102 патрона и 408 бустеров. Набирать их непросто. Кроме хорошего контента и дешевых лотов, нужна реклама: я напоминаю о Patreon или Boosty на Ютьюбе.
Доход с платных систем нестабильный, и по сравнению с Ютьюбом он меньше. Но, к примеру, за выпуск «Вечернего Урурурганта» я получаю больше денег, чем было бы на Ютьюбе с его малыми просмотрами. Получается, что на Patreon просмотров меньше, но платят за них больше.
Донат живет, пока тебя любят и ты даешь то, что в понимании людей стоит денег. Но для меня платные платформы не только заработок, но и способ создать комьюнити. Здесь проще взаимодействовать с аудиторией: людей мало, они, как правило, любят тебя. Патроны и бустеры мне как друзья (многих я знаю и узнаю на встречах). Это совсем другой уровень взаимодействия. Кроме того, здесь я делаю все, что хочу, без страха, что ролик заблокируют из-за того, что системе «показалось» что-то не то.
Подготовил Алмаз Загрутдинов