Пост из моего живого журнала за 2014 год, так что он уже историчен.
Не претендуя на всеобъемлющий отчет все же хочу рассказать немного о трамвае в Ростове.
Ныне в городе всего лишь четыре маршрута (№1, 4, 7 и 10), но история системы длинна и богата. Электрический трамвай с 1902 г., а конка существовала так и вообще с 1887 г.
Ширина колеи для России уникальная — это не узкая колея (1000 мм, как у трамваев в Пятигорске, Калининграде, Евпатории и Молочном), и не классическая русская (1520 мм, как во всех остальных городах).
Это европейские (Стефенсовские) 1435 мм.
(ехидно) Это наверно потому, что кое-где путь не меняли со дня открытия трамвая (а то и конки).
Кроме того, с конца 1902 г. по 1928 г. трамвай был междугородним, ведь Ростов и Нахичевань были отдельными городами.
Но вагоны, неожиданно, почти все новые (КТМ-619КУ).
Проезд стоит 15 рублей водителю или 14 карточкой. Оплата происходит по столичному образцу — вход через переднюю дверь и расплата там же. Кондукторов нет.
Попадается и почтенное старье. КТМ-605У (или просто КТМ-5).
Или даже Татры T6B5SU.
Состояние так себе.
Вагон №073 на четвертом маршруте.
Конечная остановка «Двадцать шестая линия».
Салон самый обыкновенный.
Маршрутная доска может быть рукописная, с неожиданным и неуместным ятем.
Вагоновожатый обедает прямо на рабочем месте.
Посадка пассажиров.
110 лет Ростовскому трамваю праздновали два года назад, но вывески остались. А во флагодержателе как бы не флажок Новороссии?
Есть у меня подозрение, что недолго трамваям в Ростове существовать осталось. Маршрутная сеть съеживается, из 330 вагонов (в лучшие годы) ныне осталось 52, состояние пути хромает...
Воронежской судьбы для Ростовского электротранспорта я не хочу.