Остин, 4-й серии ( Austin model 1918, Austin Mk.IV) (условно принятые наименования)
Страна: Великобритания
Производитель Austin
Год производства: 1917-1918
Произведено: 40
Масса: 3280 кг без вооружения,
Боевая масса 5,2 тн
Размеры: 4900х1900х2400 (3-я серия)
Экипаж: 5
Бронирование: 7 мм
Вооружение: 7,71-мм Гочкисс обр 1913
Двигатель: 6,077 cm3, 50 л.с.
Сразу после заказа 3-й заготовки (3-й серии) российские военные начали переговоры о производстве очередного варианта, по очередной обновленной спецификации. Подразумевалось строительство 70-ти бронеавтомобилей с бронированием по схеме Путиловского завода на новых шасси и поставки таких же шасси в Россию для непосредственного бронирования уже там. Препирательства шли долго и в итоге Остин согласился на компромиссный вариант - обновленное шасси, но старое бронирование. В таком виде всего было выпущено 40 бронеавтомобилей, которые уже напрямую вы Россию не попали.
Если отбросить в сторону попытку заставить англичан сделать новую форму бронирования главные изменения были в шасси. Введение второго поста и еще одного члена экипажа привело к увеличению массы корпуса и существенной перегрузке задней оси. Уже в 3-й серии от первоначального легкового шасси остались только колеса, была усилена рама, убран изгиб в задней части, использована более толстая сталь. В 4-й серии планировалось добавить новый мост со сдвоенными задними колесами, усиленной рамой, новой передачей. Фактически это уже было бы специально спроектированное шасси для бронемашины. Немного изменили еще бронирование переднего щита кабины и убрали два из трех бронестекол, оставив только водительское, видимо не удалось все таки наладить их рентабельное производство, особенно учитывая, что на каждую машину шло по 12 стекол (4 комплекта), а в новой версии только 4.
4-я серия бронемашин Остин легко определяется по двухскатным задним колесам и новым бронированием лобового щита. Машины имели на стыке верхнего и нижнего лобового листа хорошо заметные треугольные смотровые щели в отличие от прямоугольных на 3-й серии.
Именно такие броневики фирма «Остин» начала производить во второй половине 1917 года и судя по всему заказ был полностью оплачен российским правительством. Но уже к осени стало понятно, что России эти машины точно не нужны и все построенные бронеавтомобили остались в Англии. Всего было выпущено 40 машин. Машины использовались английскими войсками непосредственно на Западном фронте и на второстепенных фронтах Великой войны в Персии, Афганистане и Индии. А в апреле 1919 года шесть бронеавтомобилей 4-й серии наконец попали в Россию, но уже не в царскую, а в большевистскую, и не на вооружение, а в составе корпуса интервентов в Новороссийск.
В мае 1918 года 8-мь Остинов были отправлены в Персию, которая как и через 20 лет рассматривалась слабым местом в обороне Индии. Планировалось что сформированные части в Персии, после развала русского Кавказского фронта, при нападении турецко-немецких войск смогут продержаться и не дать вторгнуться в Индию. Еще немного позднее туда отправили дополнительно 16 Остинов. И эти машины так же оказались на территории бывшей России, в начале августа 1918 года британский экспедиционный корпус (около 1500 человек) Денстервиля вошел в Баку, имея от командования задачу обеспечить контроль пор- та и нефтедобычи. Однако после нескольких неудачных боев с турецко-азербайджанскими частями англичане оставили Баку и вернулись в Персию.
Первоначально в Персию планировали отправить все 40 Остинов 4-й серии, но в место оставшиеся 16 отправили на западный фронт, решив, что они вполне смогут заменить в составе 17-го батальона танкового корпуса средние танки Уиппет, которые не успели поставить в армию до начала летних наступлений 1918 года. Броневики не бросали на пушки, а свое задачи пулеметной поддержки они решали успешно.
В августе 1918 года началось сражение под Амьеном, в котором принял активное участие 17-й батальон Остинов. В ходе боев броневики были приданы 5-й австралийской дивизии и действовали в районе Вильер-Бретонне. Англичане применили интересную тактику - для преодоления полосы окопов Остины буксировались танками – танк брал на буксир две бронемашины, а после выхода на дорогу за немецкими позициями они отцеплялись и выходили на оперативный простор.
Но на этом история Остинов и России не закончилась, в 1917 году Япония хотела купить в Европе танки, но только в конце войны с "барского плеча" англичане продали один Mk. IV, шесть Mk. А «Уиппет» и 6-ть отремонтированных Остинов четвертой серии. Полное отсутствие бронетехники у японцев потребовало сразу отправить их на фронт, и если танки остались в Японии, то 2 Остина отправили в Харбин, а два во Владивосток, для испытаний и устрашения местных "революционеров".
Источники:
Коломиец М. Бронеавтомобиль "Остин". Предтеча бронетанковых войск России. Стратегия КМ. 2018