Лондонская Nirvana, основанная в 1965 году, получала неплохие оценки критиков, но не была коммерчески успешной. И непонятную заокеанскую группу явно не учел Курт Кобейн в 1980-е годы, когда придумывал название для своей команды. Музыка у двух «Нирван» настолько разная, что язык не повернется и то, и другое назвать роком.
Первый альбом: космический концептуализм
Основу группы составляли всего двое: ирландский музыкант Патрик Кэмпбелл-Лайонс и греческий композитор Алекс Спиропулос. Первый лонгплей The Story of Simon Simopath («История Саймона Симопата») они выпустили в 1967 году. Это был один из первых концептуальных рок-альбомов в истории. Через все песни проходит история молодого человека, который хотел иметь крылья и летать.
Пройдя через неудачи, он в итоге знакомится с кентавром и «маленькой богиней» (tiny goddess) Магдаленой. Она работает в отеле «Пятидесятница». Саймон влюбляется в богиню, затем они играют свадьбу.
А заканчивается всё джазовой вечеринкой (композиция «1999»). Впоследствии критик из AllMusic Стюарт Мейсон оценил это творение как «коллекцию несвязных песен, объединенных вместе». Но при этом он отметил, что запись отличается подбором хорошо оформленных мелодий в жанре психоделический поп.
Кстати, по поводу жанра. К группе приклеилось определение «психоделическая», хотя в итоге полноценно психоделическим был только один сингл Rainbow Chaser («Преследующий радугу»). Его выпустили в июле 1968 года. Песня оказалась самой коммерчески успешной для группы: она поднялась до 34-го места в британском чарте.
Второй альбом: цирк и «Прикасаемые»
В остальном же группа тяготела к барочному попу. Для записи привлекались сессионные музыканты с не совсем типичными для рока инструментами (клавесином, арфой, французским горном, виолончелью, пианино, скрипкой). Также среди жанровых обозначений группы есть прогрессивный рок (в своем раннем варианте 60-х годов).
Эта песня стала еще одним заметным достижением группы. Она вошла в саундтрек фильма «Прикасаемые» (The Touchables, 1968) – про гламурное похищение поп-звезды поклонницами. Кроме того, композиция All of Us вошла в второй альбом группы с длинным названием, который известен по окончанию «...ALL OF US».
Песенный материал оказался еще интереснее. Музыканты очень удачно обходились без самоповторов. Важное место занимает тема маскарада, цирка (Trapeze, Miami Masquerade, Everybody Loves The Clown). В музыке витает легкость той эпохи Лета любви 1967 года с повальным увлечением идеями хиппи. Хотя ничего чисто хипповского в Nirvana, конечно, не было.
Одной из самых динамичных и рок-н-рольных песен стала Oh! What a perfomance. Группа вообще редко использовала электрогитару, но здесь есть небольшое соло.
Распад, воссоединение и суд с Кобейном
Следующий альбом отказался выпускать продюсер Nirvana Крис Блэквелл (впоследствии он будет работать с Бобом Марли). Тогда музыканты решили записаться своими силами. Третий альбом To Marcos III оказался в целом неудачным. И группа постепенно завершила свою деятельность.
Соберутся вместе Кэмпбелл-Лайонс и Спиропулос только в 1985 году. Совершат тур по Европе и выпустят сборник Black Flower (1987) с новым материалом.
Затем британцы напомнят о себе уже в околомузыкальном контексте. На рубеже десятилетий наберет популярность американская Nirvana с Куртом Кобейном. Кэмпбел и Спиропулос подадут на него в суд в 1992 году.
Спор решат в досудебном порядке на неизвестных условиях. Получилось так, что обе группы продолжили использовать свои названия. Музыкальный критик Эверетт Ист заявил, что лейбл американской «Нирваны» заплатил британцам 100 тыс. долларов отступных.
Лондонцы даже планировали записать шутливый диск «Нирвана поет Нирвану», но смерть Кобейна в 1994 году не дала замыслу реализоваться. Только песня Lithium вышла на альбоме Orange and Blue (1996).
Уже изрядно постаревшие Кэмпбелл и Спиропулос продолжают сегодня творческую и концертную деятельность.
Музыка какой из «Нирван» вам нравится больше? Пишите в комментариях!
Дочитали до конца? Ставьте «нравится» и подписывайтесь! (не стесняйтесь)
Еще на тему рок-музыки: «Лучший рок-альбом на "Грэмми-2020": стоит ли слушать?»