Найти в Дзене

Не аудиал ли Вы, батенька? Или текстовики наносят ответный удар

«Были бури, непогоды, да младые были годы!» - писал удивительный поэт своего времени Баратынский. Но пора та прошла, создали ютуб, инстаграм и во второе десятилетие двадцать первого века Россия была охвачена эпидемией влогов. Все снимали свою жизнь, котиков, работу, опять котиков, и даже уже начинало казаться, что сами котики скоро начнут снимать про себя видео, если всё дальше так и продолжится. Ситуация проявилась абсолютно симметрично буму кинематографа в начале предыдущего столетия, когда все «прогрессивные» личности с пеной у рта и дёрганьем левого глаза доказывали своим оппонентам, что литература, театр и живопись умерли: кино заменит всё. К слову, агония классических искусств оказалась несколько более продолжительной, а если судить по отдельным российским фильмам, то скорее перекинулась уже на сам кинематограф. Вот и в десятые годы (особенно во второй половине) было повсеместно распространено мнение, что клиповое мышление и визуал окончательно вытеснили из медийной сферы текстовые блоги. ЖЖ-шников клеймили позором, а саму аббревиатуру сравнивали с венерическими заболеваниями, упражняясь в остроумии кто как мог. Однако, платформа, на которой Вы сейчас читаете эту статью, несколько изменила общую тенденцию. Неожиданно оказалось, что у текста по-прежнему много поклонников. Интересно, почему? Мне вот, например, очень.

Ответы на просторах рунета звучат разные. Скептически настроенные товарищи ворчат о том, что это всё цифровизация старшего поколения, мол, научили своих бабушек пользоваться гаджетами и они теперь формируют специфическую аудиторию. «Но ничего! Они не вечные. Чуток подождём — и придёт снова наше время» - говорят они, потирая липкие ручонки и заливая на ютуб сто пятьдесят седьмой обзор распаковки сто пятьдесят шестой марки освежителя воздуха (потому что на рекламу одной из них им таки дали заказ, пришлось снимать второй сорокаминутный выпуск). Правда ли это? И да, и нет. На мой субъективный взгляд, сегодня мы действительно имеем дело с приходом взрослой аудитории, но не только. На моих глазах двадцатичетырёхлетние девушки сутками просиживали в дзене. Как это объяснить?

Во-многом, самой природой человека. Никуда не денешься, никакой модный блогер не способен изменить структуру восприятия людей: по прежнему есть те, кто гораздо лучше принимает информацию именно словами, звуками, а не картинкой (как визуалы). Постойте ка… Но ведь текст на экране - это картинка! Опять же, и да, и нет. Безусловно, это графическое изображение, но оно, по факту, лишь служит рупором сложившейся аудиальной (наверное самой логичной) системы коммуникации, имя которой — язык. Не зря же есть понятие внутреннего диалога. А вот в видео она уже скорее отходит на второй план, уступая место эмоциональным механизмам сопричастности, которые лежат в основе видеокоммуникации. Ведь зачем было создано кино? Чтобы «погрузить» зрителя в ситуацию, дать пережить эмоции героев. И видеокоммуникация — достойный преемник кинематографа, который словно руководствуется словами из старой советской песни: «Что отцы не допели — то мы допоём». Естественно, что это очень условная схема. И в тексте есть чувства, и в видео — логика (хотя и не во всех...упс, я это вслух сказал?)

Такую потребность в слове искоренить (по крайней мере так просто и быстро) всё же нельзя. Лишь на время подавить, выставив атрибутом олдскульной, в худшем смысле слова, ментальности. Справедливости ради, нужно отметить, что и текстовики в своё время ЖЖ и Блогспота беспощадно боролись с «инакомыслящими». Вот такая извечная война логики и чувств, рациональности и эмоций, слова и визуального образа. И, странное дело, никто (или практически никто) не понимает, что такое противостояние бессмысленно. Любовь (так и вижу, как сыпятся на меня обвинения в сектантстве и предложения отправиться четвёртым соведущим на «Давай поженимся») и симбиоз гораздо продуктивнее. Те немногие, кто это понял и, что важнее, удачно применил (в отличие от Вашего покорного слуги) добились в том же искусстве недостижимых высот. Набоков создавал гениальные по накалу чувственности и «общей визуализируемости» романы, Микеланджело словно замораживал музыку в камне, а оперы Вивальди, казалось, можно было пощупать руками.

Итог? Да они чёртовы гении, вот что! Но кто сказал, что такой же гений не прячется в тебе?