Кто такой шаман? С одной стороны, с этим все ясно: шаман - человек, способный в состоянии транса проникать в другие миры и общаться с духами. Путешествие, которое шаману выпадало совершить во время камлания, было тяжёлым и опасным (многие шаманы, попав в иные миры, более не возвращались назад, оставляя соплеменникам лишь свой хладный труп) и для него было необходимо специальное снаряжение, о котором речь пойдет далее.
Шаманская одежда.
Для путешествия в иные миры шаману требовалась специальная одежда, которую ему полагалось шить только с соизволения духов. Полный комплект шаманской одежды включал в себя головной убор (шапку, корону, повязку), маску, плащ, кафтан, нагрудник, штаны и обувь. Каждая, даже самая маленькая, деталь шаманского костюма имела свой смысл и значение, служившее одной цели - превращению шамана во время камлания в мифическое существо, полуптицу-полузверя. Так, головной убор шамана (корона - у эвенков, бурят, долган, налобная повязка - у якутов и селькупов) символизировала духа-помощника шамана, чаще всего в виде оленя или лося. Шаманская корона представляет собой обруч, чаще всего с двумя выгнутыми дугой и укрепленными крест-накрест полосами. Над теменем, в месте скрещения железных полос, торчат выкованные из железа оленьи рога. На селькупской шаманской короне бывало даже изображение головы оленя-самца с рогами. В это же время шаманские повязки более склоняются к "птичьим" мотивам (перья, иногда и целые птичьи крылья, недаром алтайцы называли шаманскую шапку "куш перюк" - "птица-шапка"). Некоторые шаманы считали своими покровителями хищных зверей и во время камлания надевали себе на голову шкуру лисы, волка или медведя вместе с головой.
Важным, хоть и необязательным, элементом шаманского костюма являлась маска, необходимая не столько для того, чтобы враждебные духи не узнали шамана, сколько для того, чтобы шаману во время камлания ничто не мешало превратиться в то существо, которое он изображает. Шаманские маски изготовлялись из дерева или кожи и использовались только один раз - считалось, что во время камлания в маску вселяются духи, способные навредить людям.
Наиболее важными элементами шаманского костюма являлись плащ, кафтан и нагрудник. Для шамана они были всем: и защитой от нападений злых духов; и шкурой зверя, в которого во время камлания обращался шаман; и знаком его власти над духами. Собственноручно сделанные шаманом плащ, кафтан и нагрудник в обязательном порядке обшивались бахромой по краям и железными и костяными подвесками, обозначающими как кости альтер-эго шамана в иных мирах, так и тех духов и предметы, над которыми шаман имеет власть, а также бубенчиками, под звук которых шаману легче входить в транс.
Что касается шаманских штанов и обуви, то они по своему крою ничем не отличаются от обычной одежды, за исключением обильных украшений из лент и перьев, призванных не только завершить образ получеловека-полузверя, но и замести его следы, дабы по ним в наш мир не попало Зло.
Шаманское оружие.
Обычно, чтобы изгнать злого духа или добиться от него желаемого, шаману хватает только устного внушения, что и понятно, ведь духи во время процедуры инициации сами дают шаману власть над собой, но бывают случаи, когда духи вынуждают на применение силы и тогда в ход идёт шаманское оружие, которое делится на оружие самообороны от злых духов и пагубной энергии (шаманские стрелы и пики) и оружие наступления на злых духов (шаманские палицы, ножи, сабли и мечи).
В настоящее время полный шаманский костюм со всем необходимым снаряжением - большая редкость из-за сложности в изготовлении и ношении, но традиция его ношения никуда не исчезла - как ритуальную, современные шаманы используют или рабочую одежду, вывернутую наизнанку, или национальную одежду, специально "заряженную" для проведения камланий.