Вторая мировая война без жалости мешала судьбы целых народов, грозя неминуемой гибелью одним, срывая и высылая с насиженных мест другие. Есть ли смысл тут говорить о какой-то человеческой справедливости? Пожалуй, нет. Но всякое действие имеет причины. А уж столь фатальные для огромного количества людей – так и подавно. 20 мая в 4 часа дня в Москву, в Кремль была отправлена телеграмма сообщавшая, что с территории Крыма депортировано 183 155 крымских татар.
Нынешние татарские исследователи называют куда более высокую цифру -- 423100 депортированных. Но это вряд ли – даже в самых нечеловеческих условиях транспортировки людей по железной дороге, количество использованных для перевозки вагонов подлежало скрупулезному учету. Тем более, еще шла война, паровозов и вагонов не хватало, машинисты и путейщики считались на особом счету. Да и вагоны имеют вполне определенную вместимость – как ни набивай людей в теплушки, больше, чем в пресловутых «столыпинских вагонах» не набьешь (40 человек на трех ярусах нар или 8 лошадей в стойлах).
Дальше начинаются арифметические подсчеты – количество подвижного состава, количество отпущенного для перевозки через пол страны угля, пропускная способность железных дорог (из Симферополя железнодорожный путь один и довольно тяжелый), воинские части, выделенные для охраны составов… Все это довольно просто выяснить и сделать надлежащие вычисления. Так, скажем, четко известно, что в операции по выселению татар участвовало 32 тысячи солдат и офицеров войск НКВД. Легко можно установить, где они квартировали и как питались. Сколько боеприпасов получили и израсходовали. Открытые архивы позволяют всем желающим это сделать.
Далее, упомянутые выше «сердобольные» исследователи утверждают, что по дороге от голода, болезней и «зверств НКВД» погибло около сорока шести процентов высланных из Крыма татар. Если так, получается, что конечное число доставленных в пункты назначения должно быть изрядно больше, чем то, которое указано в сводке, отправленной 75 лет тому назад в Кремль. Но если взглянуть на результаты переписи 1939 года. Количество всех крымских татар, проживающих на всей территории страны в довоенные годы -- 218179 человек! (19,4 % от общего населения Крыма в 1123800 жителей). С арифметикой и осознанием реальности у меджлисовских исследователей явно плохо.
Что ж, оставим на их совести убиенные росчерком их перьев тысячи виртуальных соотечественников, откровенную спекуляцию на человеческой крови, и вернемся к суровой действительности.
Как принималось решение
Конечно, двух мнений тут быть не может: приказ о депортации подписал Сталин. Больше никто и не посмел бы в годы его правления брать на себя такую ответственность. Но если не воображать Иосифа Виссарионовича кровавым людоедом, как после смерти «вождя народов» начали подавать его ближайшие приспешники, то следует признать – при всей жестокости, немотивированных поступков за ним не водилось. А значит, глобальное переселение народов (кроме татар, в то же время были сняты с привычных мест и выдворены в Среднюю Азию и за Урал чеченцы, калмыки, корейцы, армяне, крымские греки… – всего десять народов!) по мнению Сталина имело реальный и очень насущный смысл.
Не стоит забывать, что все эти действия происходили в 1944 году – хребет вермахта был сломлен, но война продолжалась. Железные дороги, служившие основными транспортными артериями на всем сухопутном театре военных действий, работали с перенапряжением. Тысячи вагонов со спецпереселенцами (те же армейские теплушки), сотни локомотивов – не мог верховный главнокомандующий отнять все это у фронта лишь потому, что ему лично чем-то не нравились эти народы. Должна быть логика. Пусть и самая жестокая, но все же логика.
С чеченцами вопрос более-менее ясен. Если оставить в стороне Кавказские войны, которые здесь вела Российская империя в 18-19 веках, то уже после Гражданской войны, с 1925-го по 1932-й годы, в Чечне было ликвидировано 109 банд. После этого до начала войны установилась относительное затишье, но в 1941-м года пожар вспыхнул с новой силой. До времени депортации тут было уничтожено еще 232 банды. Причем в программе особой партии "Кавказских братьев" – органа политического управления мятежом, недвусмысленно значилось: "создание федеративной кавказской республики под мандатом Германской империи, способствование дезертирству кавказцев из Красной армии и активная дезорганизация ее действий".
Таким образом, подписывая указ о депортации чеченцев, грузин Джугашвили хорошо понимал, от чего и для чего желает избавиться. Выселение чеченцев стало настоящей войсковой операцией, где наряду с подразделениями НКВД в полной мере участвовали и части Красной армии. Кавказские горы, отлично приспособленные для ведения партизанской «басмаческой» войны, долго служили естественной крепостью пособникам Гитлера, но все же победа осталась на стороне РККА и НКВД. Составленные для них в ту пору наставления по сей день входят в специальные пособия по горной и контрпартизанской войне.
Вторая Мировая - что происходило в Крыму
С крымскими татарами дело обстояло несколько иначе. В самом начале Великой Отечественной войны на эту часть населения Крыма руководством страны возлагались большие надежды. В крымских горах были подготовлены базы для крымско-татарских партизанских отрядов, закладывались тайники с оружием, боеприпасами, продовольствием. Естественно. как и все прочие граждане Советского Союза, крымские татары призывались в ряды Красной армии… Однако вскоре заместитель наркома Госбезопасности СССР Кабулов и замнаркома НКВД СССР Серов 22 апреля 1944 года докладывали Лаврентию Берии: «Все призванные в Красную армию (в Крыму) составляли 90000 человек, в том числе 20000 крымских татар. Двадцать тысяч крымских татар дезертировали из 51-й армии при отступлении ее из Крыма».
Быть может, высокопоставленные силовики в чем-то «округляли цифры», однако суть понятна. Едва ли не все призванные крымские татары разошлись с оружием по домам! Но быть может, увидев рядом фашистов, эти защитники родной земли снова взялись за оружие? Так и есть - только перед этим они надели немецкую форму. Порядка 9000 человек составили роты самообороны в горных селах. Еще 9000 - вспомогательные подразделения «хиви». (Эти работали на военно-строительных должностях, занимались перевозками, разборами завалов и тому подобными вспомогательными работами). Наиболее оголтелые шли в батальоны охранной полиции "Шама", из которых фашисты за многочисленные заслуги в борьбе с партизанами и мирным населением в последствие сформировали Татарский горно-егерский полк СС.
В это самое время разгорелось жесткое противостояние между руководителем крымских партизан Мокроусовым и наркомом внутренних дел Крымской АССР Коронадзе. Тот заверял своего прямого начальника и друга Лаврентия Берию, что винить ВСЕХ татар в поддержке немцев, как это делал Мокроусов, совершенно неправильно. Хотя подавляющее большинство горных татар действительно активно поддержали фашистов, но степные поддерживают советскую власть. Линия крымского наркома пришлась больше по душе верховному руководству. Тем более, что, как всегда, большая часть населения Крыма, любой национальности, тяжело переживала оккупацию и старалась держаться как можно дальше от любых вооруженных людей. И это было понятно.
Летом 1942 года, когда уже казалось, что партизанское движение в Крыму вот-вот будет подавлено, крымский обком партии принял постановление, в котором, в частности, говорилось: «осудить как неправильное и политически вредное утверждение руководства партизан о враждебном отношении крымских татар и разъяснить всем партизанам, что крымские татары в основной своей массе так же враждебно настроены к немецко-румынским оккупантам, как и все трудящиеся Крыма».
С партийным руководством был совершенно не согласен немецкий фельдмаршал Эрих фон Манштейн, заявлявший: «Татары сразу же встали на нашу сторону. Они видели в нас своих освободителей от большевистского ига, тем более что мы уважали их религиозные обычаи... Ко мне прибыла татарская депутация, принесшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар Адольфа-эфенди».
Может быть, злой гитлеровский фельдмаршал клеветал на ни в чем не повинных местных жителей? Но нет. Вот что утверждал в январе 1942 года председатель Татарского Комитета, изображавшего правительство на полуострове: «Я говорю от имени комитета и от имени всех татар, будучи уверен, что выражаю их мысли. Достаточно одного призыва немецкой армии, и татары все до одного выступят на борьбу против общего врага. Для нас большая честь иметь возможность иметь возможность бороться под руководством фюрера Адольфа Гитлера – величайшего сына немецкого народа». И таких утверждений можно найти множество.
Правда, в 1943 году, когда фронт покатился в обратную сторону, на некоторую, - весьма небольшую, - часть крымских татар снизошло просветление. Если до того количество их в партизанском движении не достигало и десяти человек, то в 1943-44 гг их стало уже около пятисот. В том числе переходили на сторону партизан и солдаты охранных рот, до того не подпускавших народных мстителей к своим селениям.
Решение принято
После освобождения советской армией Крыма НКВД традиционно начал зачистку территории от пособников фашизма и оставленной немцами резидентуры. Конечно, подготовленные за годы оккупации партизанами материалы на палачей и политических лидеров весьма помогли военной контрразведке СМЕРШ. Общие результаты впечатлили даже видавших виды специалистов. Вот что писал «наверх» Лаврентий Берия за год до великой победы:
«Государственный Комитет Обороны товарищу Сталину И.В. 10 мая 1944 г. Органами НКВД и НКГБ проводится в Крыму работа по выявлению и изъятию агентуры противника, изменников Родине, пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента. По состоянию на 7 мая с.г. арестовано таких лиц 5381 человек. Изъято незаконно хранящегося населением оружия 5395 винтовок, 337 пулемётов, 250 автоматов, 31 миномёт и большое количество гранат и винтовочных патронов... Из частей Красной Армии к 1944 г. дезертировало свыше 20 тыс. татар, которые изменили Родине, перешли на службу к немцам и с оружием в руках боролись против Красной Армии... Учитывая предательские действия крымских татар против советского народа и исходя из нежелательности дальнейшего проживания крымских татар на пограничной окраине Советского Союза, НКВД СССР вносит на Ваше рассмотрение проект решения Государственного Комитета Обороны о выселении всех татар с территории Крыма. Считаем целесообразным расселить крымских татар в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР для использования на работах как в сельском хозяйстве — колхозах, совхозах, так и в промышленности, и на строительстве. Вопрос о расселении татар в Узбекской ССР согласован с секретарём ЦК КП(б) Узбекистана т. Юсуповым. По предварительным данным, в настоящее время в Крыму насчитывается 140–160 тыс. татарского населения. Операция по выселению будет начата 20–21 мая и закончена 1-го июня. Представляю при этом проект постановления Государственного Комитета Обороны, прошу Вашего решения. Народный комиссар внутренних дел Союза ССР Л.Берия».
Конечно, весь крымско-татарский народ не должен был отвечать за преступления его части. Но все еще шла война, рядом находилась граница. К тому же, в Ялте готовилась встреча руководителей стран-союзников. Иметь под боком такую «взрывоопасную массу» подозрительный Сталин не мог себе позволить. И потому не просто одобрил предложение депортации, но и ускорил его выполнение на несколько дней.
Обживаться на новом месте спецпереселенцам пришлось фактически с нуля. Никаких рогаток им тут не ставили, но и помогать не спешили. Дел хватало и без того -- «Все для фронта, все для Победы!». Помогать «фашистским пособникам», каковыми далеко не всегда заслуженно считали их местные жители, желания не было.
При Хрущеве обвинения против высланных народов были сняты - всем, кроме крымских татар. Их час настал в 1967 году, когда основания для депортации были признаны необоснованными и огульными. Но возвратиться в Крым им все равно запретили. Лишь спустя еще двадцать лет, в годы Перестройки, в результате долгой борьбы за свои права, было получено разрешение от Кремля возвращаться в некоторые крымские районы. При этом татарин, переехавший в Крым, имел право на бесплатный земельный участок и строительные материалы для возведения дома. Прежнее жилье он мог продать и оставить все деньги себе.
Точку в этой истории поставил Леонид Кравчук, желавший обойти на очередных выборах кандидата от коммунистов. С его подачи все препоны для возвращения были окончательно сняты, и крымские татары получили украинское гражданство. В конечном итоге это действительно обеспечило ему победу. Была ли восстановлена историческая справедливость – каждый решает для себя. Но по переписи 2001 года крымских татар проживало в Крыму уже около 250 тысяч.