Найти тему
Лавка старины

Мастера Гжели: Азарова Людмила Павловна

Азарова Людмила Павловна
Азарова Людмила Павловна

Азарова Людмила Павловна (1919–2010) — советский скульптор и художник по фарфору. Художественное образование получила в Московском институте прикладного и декоративного искусства, далее большую часть творческой жизни посвятила Гжельскому фарфоровому производству. Здесь она продолжила развитие направления, заложенного коллективом художников еще в 1944 году по восстановлению былой славы гжельской керамики и созданию новых изделий на основе лучших достижений прошлого.

Статуэтка «Иванушка и Царевна-лягушка», скульптор Азарова Л. П., Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика» (Гжель), 1970-90 гг,
Статуэтка «Иванушка и Царевна-лягушка», скульптор Азарова Л. П., Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика» (Гжель), 1970-90 гг,

Ее первыми ласточками стали статуэтки на сказочную тему, выполненные с большой детализацией: «Царевна-лягушка», «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». Позднее Азарова обратилась к народному искусству, что помогло ей сформировать свою индивидуальность и обрести собственный почерк, позволивший впоследствии самые простые и бытовые сюжеты выполнять в ярком, смелом и выразительном стиле.

Статуэтка «Иван-царевич на сером волке», скульптор Азарова Л. П., Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика» (Гжель), 1950-60 гг,
Статуэтка «Иван-царевич на сером волке», скульптор Азарова Л. П., Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика» (Гжель), 1950-60 гг,

В 50-е годы в творчестве скульптора наблюдается следование декоративным формам старой Гжели, а также попытка соединения живых и реальных образов с условными и фантастическими. Примером такого подхода стала довольно популярная в те годы фигурка «Лань» с орнаментальной росписью из синих и золотых звездочек. В начале 1960-х годов творчество Азаровой отмечено общей для искусства того времени тенденцией к предельному лаконизму форм, доведению их до простейших геометрических фигур. К этому времени Людмила Павловна уже зрелый художник широкого диапазона.

Статуэтка «Девушка с косой», скульптор Азарова Л. П., старая Гжель, 1950-60 гг.
Статуэтка «Девушка с косой», скульптор Азарова Л. П., старая Гжель, 1950-60 гг.

В период с 1960-х по 1970-е годы в статуэтках, создаваемых художницей, начинает преобладать лирическое начало. Она охотно обращается к теме материнства и делает несколько прекрасных скульптур: «Вечерняя сказка», «Пусть всегда будет солнце».

Статуэтка «Вечерняя сказка», Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика» (Гжель), 1950-60 гг., скульптор Азарова Л. П., фарфор
Статуэтка «Вечерняя сказка», Турыгинский фарфоровый завод кооперативной артели «Художественная керамика» (Гжель), 1950-60 гг., скульптор Азарова Л. П., фарфор

Одновременно с темой материнства Азарова настойчиво обращается к теме труда, относясь к своим героям с теплой, доброжелательной улыбкой: «Свинарка» (1964), «Птичница», «Водоноска», «Доярка», «Телятница».

Статуэтка «Телятница», скульптор Азарова Л. П., Гжель, 1950-60 гг.
Статуэтка «Телятница», скульптор Азарова Л. П., Гжель, 1950-60 гг.

Не мало времени художница уделяла и бытовым предметам: квасники, подсвечники, штофы, туалетные коробки, масленки, конфетницы, декоративные вазы, кружки, чайники. Азарова часто и смело соединяла посудные формы со скульптурными элементами. В 1978 году художница была удостоена звания лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Репина. Людмила Павловна Азарова — художник сильного темперамента и неуемной творческой фантазии.

Фарфоровый чайник «Цветы» в классической гжельской росписи, автор Азарова Л. П., Гжель, 1970-80 гг.
Фарфоровый чайник «Цветы» в классической гжельской росписи, автор Азарова Л. П., Гжель, 1970-80 гг.