Вы наверное слышали претензию к Гарри Поттеру, что это настоящий учебник оккультизма, от которого надо беречь детей. Это конечно же ерунда. Такая иллюзия могла возникнуть из-за того что это самая насыщенная всяческими чудесами детская книга, в ней содержится множество заклинаний и рецептов зелий, да и просто из-за внезапной сверхпопулярности этой книги, которая приковала к ней много внимания.
Но кто читал Гарри Поттера, поймёт, что ничего оккультного там нет. Все представления о магии там чисто-сказочные. Ну вот есть в культуре такое понятие — что волшебники взмахивают палочками, произносят заклинания, и происходят чудеса. Так и здесь. Есть представление, что ведьмы летают на мётлах — пожалуйста — у магов есть мётельный вид спорта. В этом плане сказка почти что народная: какой-нибудь дед в крестьянской избе в девятнадцатом веке, рассказывая семье сказку, описывал колдунов так же — просто как представлял, как научила его культура. Роулинг более «посвящённая», чем он, разве что в том плане, что могла читать в энциклопедии, кто такой Николас Фламель, что за гиппогрифы, и знает латинские слова.
Но есть детские книги, авторы которых и правда разбирались в оккультизме и возможно даже имели степень посвящения в каком-нибудь эзотерическом обществе. В своих сказках они описывали чудеса ближе к представлениям реальных магов или даже кодировали тайные знания. Я назову три таких книги из разных времён и стран, при чём одна из них — русская, и её обильно читали детям даже в СССР — может и вам или вы. Если эту статью читают обеспокоенные родители, они могут задуматься, иным же читателям может быть просто интересно, в каком фэнтези и сказках магия более «настоящая».
Секреты бессмертного Николя Фламеля
Имя этого великого алхимика уже известно читателям Гарри Поттера. Серия начала выходить весьма своевременно — в 2007, как раз когда вышла последняя книга о юном волшебнике. Да и её герои пришлись по возрасту: героям ГП в конце было по 17, а героям Секретов — по 15, ничего если читателям было на два года меньше первых или больше вторых. Хотя автор, ирландец Майкл Скотт, замысливал идею ещё в 1997.
Но что важно для нас — он подходил к предмету куда плотнее. Он — любитель истории, собиратель фольклора (за что зачислен в список 1000 важных личностей для Ирландии), а в ранние годы торговал редкими и старинными книгами — и моё к нему уважение, такие люди и должны писать фэнтези!
И вряд ли конечно он сам был эзотериком, но такими историческими личностями интересовался. И если в Гарри Поттере Николя Фламель остался фоновой фигурой первой книжки, то здесь он центральный персонаж. И противостоит ему Джон Ди — другой исторический маг. Они сражаются за Книгу святой магии Абрамелина — вполне реальная, содержащая систему магии, которой пользовались эзотерики в XVIII-XIX веках. Обеспокоенные родители, если вы это читаете, подумайте: если ваш ребёнок поднимет с земли палочку и скажет «Вингардиум левиоса» или «Флиппендо», то ничего не будет. К тому же ребёнок прекрасно понимает, что не будет — ведь в обычной палочке нет пера феникса, волоса единорога или чего-то такого, взмах палочки и заклинания будут для ребёнка чистой игрой. Как и не сможет он приготовить оборотное зелье за неимением рога единорога и шкуры бумсланга. А вот Книгу святой магии Абрамелина легко загуглить и прочитать…
Кроме знаменитых магов, в книге встречается множество отсылок на мифологии мира и места от Стоунхенджа до Эйфелевой башни…
Бесконечная книга
Произведение главного сказочника Германии XX века — по ней даже был довольно популярный германо-американский фильм. О том, как обычному мальчику с необычным именем Бастиану попадает некая Бесконечная книга, и через неё он попадает в страну Фантазию.
Если в прошлом примере эзотерика прямо в лоб, начиная с заглавия, то эта выглядит очень невинно. Ну просто милая сказочка про страну Воображляндию, с троллем на каменном велосипеде и эльфиком в цилиндре на скоростной улитке. Я лично бы ничего не заметил, если бы не глянул статью одного посвящённого. В Бесконечной книге подаются именно что знания «для своих», эзотериков, стадии посвящения, и даются они закодировано. И не какие-нибудь, а учение самого Алистера Кроули, главного и возможно самого сомнительного мага современной эпохи.
Конечно, всякие сенсациологи часто находят тайные смыслы в невинных вещах, вроде того, что в Курочке Рябе зашифрованы космологические циклы. Но тут сходств слишком много, так что вряд ли это могло быть совпадение. Вслед за автором той статьи процитирую ключевой фрагмент:
Бастиан показал ему надпись на обороте амулета:
—Что это может означать? «Делай, что хочешь» – ведь это означает, что можно делать все, что заблагорассудится, так ведь?
Морда Граограмана вдруг стала устрашающе-строгой, даже грозной, и глаза его запылали.
—Нет, – проревел он. – Это означает, что ты должен исполнять только ИСТИННУЮ ВОЛЮ. Труднее этого нет ничего.
—Мою истиняную волю? – повторил Бастиан. – Но что это такое?
—Это твоя глубочайшая тайна, которая спрятана даже от тебя самого.
—Но как я могу её обнаружить?
—Иди по пути желаний, от одного к другому – до самого последнего. Этот путь и приведет тебя к истинной Воле.
—Но он не кажется мне таким уж трудным, – Бастиан пожал плечами.
—Это самый опасный путь из всех путей. Он требует внимания и полной искренности, и нет другого пути, на котором так легко заблудиться.
—Ты хочешь сказать, легко заблудиться, если не все желания будут хорошими? – допытывался Бастиан.
Лев ударил хвостом по песку и оскалился, из глаз посыпались искры. Бастиан невольно сжался, не зная, чем так рассердил его.
—Что ты можешь знать о том, что ХОРОШО и что ПЛОХО? Что ты можешь знать о том, что такое ЖЕЛАНИЕ?
В этом основная философия Кроули. Кроме того, в книге закодированы стадии посвящения — с тремя вратами и принятием своей сущности, своего «двойника», посвящение четырём ветрам, нарекание своего ангела-хранителя (в книжке Бастиан должен был дать новое имя королеве страны Фантазии, как уже давали многие дети до него)... Подробнее можете почитать по ссылке выше.
Да что там — вы можете назвать ХОТЬ ОДНУ книгу для детей 7-12 лет, которая рассуждает об относительности добра и зла? В добавок к последней фразе той цитаты, здесь Детская Королева не делает различия между злым и добрым, умным и глупым, так и главный герой на своём пути не должен вмешиваться ни в злое, ни в доброе, ни на что не отвлекаться... И сфинксы здесь пропускают одних и испепеляют других, но предпочтение отдают не тем, кто чист сердцем, как это бывает в сказках (что кстати «исправили» в экранизации), но совершенно неведомо кому, гном-учёный так и не выявил закономерность. А две сплетённые змеи, чёрная и белая, знак Детской Королевы и самой Бесконечной книги, символизируют единство всего — светлого и тёмного, добра и зла.
По сравнению с этим у Гарри Поттера вполне традиционная христианская мораль: есть добро и зло, добро должно победить, конечно все мы не безгрешны, и есть зло внутри нас, но с этим можно бороться.
Так что, уважаемые обеспокоенные родители, если бы злые колдуны хотели промыть мозги вашим детям, может они не делали бы это так открыто — с готическим замком с говорящими портретами, полным волшебников в мантиях и шляпах на мётлах, кричащих заклинания на латыни? Может, они бы делали это так, чтобы никто не заметил, в невинной с виду совершенно детской сказке подавая мысли вроде «делай что хочешь, добра и зла нет»?..
Чёрная курица, или Подземные жители
И обещанная русская книга. Это первая детская повесть-сказка в русской литературе, более того, её автор, Антоний Погорельский, вообще первым ввёл фантастику, магию в русскую прозу в своей Лафертовской маковнице. Гробовщик Пушкина и Вечера на хуторе близ Диканьки Гоголя были позже. И кстати, на этой сказке Погорельский воспитывал своего племянника Алексея Константиновича Толстого, главного русского автора вампирского жанра.
Признаюсь, когда мне в детстве читали Чёрную курицу, я был крайне заворожен. Маленького мальчика среди ночи, среди старинных вещей вроде китайских кукол, ведёт загадочная чёрная курочка, по запретным дверям, которые в любом доме для любого ребёнка кажутся неким таинством, и это таинство детского воображения постепенно переходит в настоящее таинство, с грозными ожившими доспехами и скрытными богатыми подземными человечками, о которых ни в коем случае нельзя рассказывать, иначе им, со всем чудом, придётся уйти далеко-далеко.
Я уже тогда подсознательно чувствовал, что это некое приобщение к какой-то великой тайне, инициация (хоть и не знал такого слова). И впоследствии я узнал, что в книге зашифровано масонское посвящение. В чём нет ничего удивительного, ведь масонство тогда было модным. Погорельский был масоном, вкладывал масонские мотивы в другие свои книги и иногда шутил над этим, например для мнимого посвящения заставляя кого-то проходить глупые испытания и наконец подписаться, что бобра не убивал.
Однако, вопреки расхожему стереотипу, масонство ещё не значит эзотерику. То, что они называют Бога Великим Архитектором Вселенной — не мистическая доктрина, но напротив, обобщение — необходимость того, чтобы масоны верили в Единого Бога, а как конкретно представлять Его — личное дело каждого. Эзотерическое масонство — скорее частный случай. Однако это как раз такой случай, не лишённый эзотерики.
Начиная опять с названия, хоть и не так явно, как с Николя Фламелем. Ведь так же называется один гримуар — Чёрная курочка. В нём рассказывается, как его автора, французского солдата в Египте, некий старый маг посвящает в тайны, и говорится, как изготавливать волшебные вещи, а его главный секрет — создание чёрной курочки, что несёт золотые яйца (тем ироничнее, что в сказке кухарка хотела забить Чернушку, потому что яйца не несла). И кто эти подземные человечки, выходящие из невидимых дверей, дарующие семя всезнания, как не алхимические гномы, что проходят через землю как через воздух, название которых возможно происходит от греческого «гнозис» — «знание», что ассоциируется с эзотерическим знанием? Ладно, иногда гномы — это просто гномы, фольклорные сказочные человечки. Но вот то, что семечко всезнания именно конопляное, наводит на мысли... Да, конопле придавались мистические свойства ещё в научном труде Плиния. И мало ли, сколько ещё в этой сказке зашифровано — там множество загадочных деталей.
Заключение
Напоследок скажу, что я НЕ призываю не читать эти книги. Я не отрицаю, что вера в магию опасна хотя бы потому, что это подразумевает отключение критического мышления, риск поддаться манипуляциям. Однако читать сказки — ещё не значит верить в магию. Дети прекрасно понимают, где кончается реальность и начинается вымысел, и яркая выдумка — это весело и развивает воображение.
И в конце концов дети научатся не оккультизму, а вполне разумным и светлым вещам. Чёрная курица научит самоотверженности, скромности, умению хранить секреты, прилежной учёбе и трудолюбию (да и по-своему она даже против магии, ведь Алёша должен был сам знать свои уроки, а не полагаться на конопляное зёрнышко). Бесконечная книга научит гибкости мышления, расстановке приоритетов, принятию себя, пониманию души своей и близких и любви к чтению. Не знаю, чему научат Секреты бессмертного Николя Фламеля, так как не читал их, но во всяком случае их автор производит впечатление более умного, чем Роулинг, настоящего профессионала фэнтези, да и хотя бы то, что он знаток истории, должно подавать пример детям. Если уж на то пошло, Гарри Поттер научит дружбе и преодолению боли взросления, перелома взгляда на мир.
Но я собрал для вас информацию, а читать или не читать и давать ли детям — уже на ваше усмотрение...