На днях по ТВ показывали старый фильм «Друг мой, Колька!», снятый в 1961 году А. Салтыковым и А. Миттой. Фильм этот периодически крутят на голубых экранах, иногда позиционируя его как детский, иногда – нет. Но, по моему мнению, кино-то отнюдь не детское. И вот почему…
Сюжет истории прост. Есть такой хулиганистый пионер-подросток Колька Снегирёв (А. Кобозев). Он троечник, из небогатой семьи, растит его мама, папы вроде как нет, он не очень симпатичный на лицо, но добрый и хороший товарищ. И вообще – неформальный лидер. Конечно, всё это вызывает отторжение у формального лидера, председателя совета дружины пионера Валерия (В. Ованесов) и у старшей пионервожатой Лидии Михайловны (А. Дмитриева). Дело доходит до исключения Кольки из пионеров, но всё оканчивается хорошо, и добро с правдой торжествуют.
Казалось бы, о чём тут говорить? А вот о чём. Ключевая сцена фильма – судилище, бичевание и… (хотела написать «крестный путь», но это уж будет чересчур) этого самого Кольки. Помните? Это когда правоверный пионер и красавчик Валерий доносит Лидии Михайловне про то, что Колька, страшно сказать, организовал тайную подпольную организацию ТОТР, или Тайное общество Троечников. То есть – о, ужас! - пионерская организация его не устраивает!
Запускает ужас судилища председатель родительского комитета Нина Александровна Новикова (Л. Чернышева), мать правоверного Валерия. Она как барыня (такое поведение было свойственно советским мещанкам) является в класс и «осчастливливает» гордого Кольку дармовыми ботинками. Кои Колька после ее фразы «вот знала бы, что ты получил двойку, ты бы ботинки не получил» бросил ей, пардон, почти в морду.
Лидия Михайловна и Валерий говорят: «надо кончать». Понимаете? Кончать! Прямо вот к стенке его и шмальнуть из маузера. Риторика такая.
Задумаемся, а каково прошлое этих дам: Нины Александровны (ей леь 50) и Лидии Михайловны (ей до 30). Фильм снят в 1961. Применяем арифметику и понимаем, что первая родилась так году в 1911, а вторая в 1931. Причём вторая, как дитя советской эпохи, во вполне сознательном возрасте еще очень искренне почитала Сталина, в отличие от хитрой первой, которая при царе ходила в гимназию и особой любви к коммунистам не имела, но очень хорошо к ним приспособилась.
Я даже уверена, что Лидия рыдала на похоронах Иосифа Виссарионовича. Нина – старшая – похитрее. Она играла по предложенным ей правилам и делала это тоньше, ювелирнее, чем Лидия. Потому что без потерь пережила 30-е годы. Уверена, что она и доносы писала. Даже тут: Нина Александровна вывернулась из неприглядной ситуации с Колькой, а Лидия – нет.
Но вернёмся к фильму: сбор дружины по «Колькиному делу» и манеру Лидии Михайловны держать себя живо напомнили мне газетные статьи с заголовками "Собакам - собачья смерть!" и допрос на Лубянке. Такой, знаете, с пристрастием, с электрическим светом в глаза, с грязными ругательствами и надуманными обвинениями.
Ребята-пионеры объяты страхом. Один из них даже говорит: «Подпольное общество! Ты знаешь, что за это бывает???» Ну да, за такое в 1937 давали от 10 и до высшей меры. Правоверный пионер Валерий – этакий Павлик Морозов, выглядит подлый предатель и доносчик. А вот Колька ведёт себя в духе пионеров-героев на допросе у фашистов.
Как всякая агитка, а этот фильм – безусловно агитка… Так вот: как всякая агитка кино это оставляет послевкусие сожаления и глупой наивности его правильных героев.
Что ждет этого Кольку в застойные 70-е, в рефлексирующие 80-е, в опасные и отвратительные 90-е? Что ждет его детей? Давайте посмотрим на Кольку как на отвлеченный образ. Велик соблазн увидеть в нем будущего физика-лирика, но нет… Не получается у меня! Вижу я в нем честного и недалекого работягу, который всю жизнь проработает у станка. Может стать мастером, но не более. В этом нет ничего плохого. Это только говорит о том, что данная картина неожиданно честно рассказала о СССР и о его социальных лифтах, которые были, но не всегда работали. В случае с Колькой – таким прямодушным и упертым – они бы точно не сработали.
А вот правоверный пионер Валерий – «отрицательный герой» – как раз из тех, кто в 60-80 делал комсомольско-партийную карьеру, возможно, «постукивал» от полноты души в органы, а в 90-е подсуетился и стал первым бизнесменом, владельцем банка, или нефтяной скважины, которые успешно приватизировал на ваучеры, отнятые у населения через подставные фирмы.
Дети Валерия окончат МГИМО, а Колькин сын будет воевать в Афганистане, или в Чечне. В 1999 году Валерий будет на вилле в Испании и со счетом в швейцарском банке, а Колька с долгами и рваной в хлам печенью – в раздолбанной «хрущёбе». Ну, и так далее… Поэтому мне не нравится этот фильм. Он очень грустный. Он страшный. Он безнадёжный, несмотря на свой хэппи-энд.
Ставьте лайк, если вам понравилось, и подписывайтесь на мой канал. Конструктивные комментарии приветствуются. Ругня – категорически нет!